СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время межличностные отношения играют особую роль для младших школьников. При общении со сверстниками в младшем школьном возрасте формируются коммуникативные навыки и опыт нравственного поведения. В этом возрасте дети стремятся и нуждаются в общении со сверстниками. Ведь принимая участие в общении со сверстниками, ребенок понимает ценность общения, а также это оказывает положительное влияние,  как в физическом, так и в психологическом развитии.

Каждый ребенок – личность. Поэтому в общении у каждого ребенка есть свой подход. Характер взаимодействия со сверстниками определяет его статус в группе, следовательно, происходит формирование коммуникативного навыка и собственного подхода к другим детям. Очевидно, что межличностные отношения являются фактором, влияющим на личностное развитие ребенка.

Межличностные отношения являются основным фактором любого социального процесса, поэтому всегда остаются актуальным предметом для исследований. Школьная среда, в которой находится ребенок, влияет на результаты его обучения. Например, ребенок с низкой успеваемостью может стать предметом насмешек для своих одноклассников, или наоборот – ученики с высокими оценками могут быть отторгнуты группой, в связи с тем, что отличаются от большинства детей в классе [5, с.176].

Отношения между индивидом и внешним объектом устанавливают связь, которая проявляется в его эмоциональных реакциях, оценках и действиях. Именно об этом говорится в определении об отношениях личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву: «Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [1, с.13].

Отношения, складывающиеся между людьми, конкретизируются с помощью понятия «межличностные отношения».

В основе термина «межличностные» лежит не только то, что объектом отношения выступает другой человек, но и взаимная направленность отношений. Об этом подтверждается в определении, приведенном С.В. Духновским: «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [4, с. 35].

В связи с актуальностью и значимостью нашей темы мы поставили цель экспериментального исследования – изучить межличностные отношения младших школьников. В исследовании  приняли участие 34 учащихся 3 «б» класса МОБУ СОШ №31 г. Якутска, из них мальчиков – 22, девочек – 12.

Для исследования мы использовали социометрический метод, который получил широкое распространение среди практикующих психологов и педагогов. Данная методика разработана Дж. Морена, а также она имеет множество модификаций. В нашем случае она адаптирована  Я.Л. Коломинским [2].

В ходе исследования мы получили следующие результаты:

  1. Статус каждого ребенка: «Звезды» - 23 %, «Предпочитаемые» - 21%, «Принятые» - 50%, «Непринятые» - 6%. Так как 1 и 2 статусные группы являются благоприятными, 3 и 4 неблагоприятными, в нашем случае результат показывает, что группа имеет низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в классе большее количество детей имеют неблагоприятный статус. То есть, 56% от учащихся имели мало взаимных выборов от сверстников. Это показывает, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию.
  2. Индекс изолированности вычисляется как процент членов группы, оказавших без единого выбора. Группа изолированных достигает 6%, это двое из общего числа учащихся. По результатам беседы можно сказать, что этих детей не выбирают, потому что они очень балуются, а также иногда мешают учиться.
  3. Мотивацию выборов выявили путем индивидуальной беседы с каждым ребенком. Выяснили, какие мотивы лежат в основе каждого ребенка. Почему одни дети пользуются симпатией других, а другие – нет. Взаимоотношения строятся в основном на эмоционально-положительной основе. То есть ответы такого рода как «он хороший», «он мне нравится». А также чисто дружеские отношения: «он мой друг», «мы с ним (с ней) дружим с 1 класса», «он хороший друг».
Сфера межличностных отношений сложна, поэтому именно социометрия помогает изучить наиболее объективно и корректно. Результаты социометрического исследования помогли выявить благополучие взаимоотношений в классе, а также выявить изолированность детей, чтобы в будущем работать над формированием отношений детей. Чтобы выявить устойчивость этих отношений, социометрию рекомендуется проводить 2 раза в год, измеряя критерии. По результатам можно проверить устойчивость данных отношений. Исходя из показателей, можно судить насколько стойки  симпатии, антипатии детей, насколько способны долго поддерживать отношения. Следует уделять больше внимания детям, которые не имеют друзей в классе. Среди таких детей целесообразно развивать коммуникативные навыки посредством различных игр, вовлечением в общую деятельность класса.

 

Список использованной литературы:

  1. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. – СПб.: Речь, 2010. – С. 86.
  2. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969. - С. 74-75.
  3. Кротова О.Г., Борисова Л.П. Формирование культуры межнационального общения учащихся младших классов в процессе внеучебной деятельности // Актуальные научные исследования в современном мире: ХXVIII Международная научная конференция, 26-27 августа 2017 г., Переяслав-Хмельницкий // Сб. научных трудов – Переяслав-Хмельницкий, 2017. – Вып. 8(28), ч. 2 – С. 25-30.
  4. Кун, Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – С. 426.
  5. Попова А.В., Шадрина С.Н. Взаимосвязь мотивации учения и социометрического статуса учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 32. С. 176-178.
© В.П. Бурнашева, Е.Э. Сидорова, 2018