ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Анализ и разработка педагогического обеспечения является относительно новым направлением теоретико-методологических исследований в педагогической науке, появление которого обусловлено усложнением как самой системы обучения, так и усилением роли рассмотрения технологии построения высшего образования. В научных исследованиях педагогическое обеспечение рассматривается с точки зрения повышения результативности педагогических процессов (Ю.К. Бабанский Ю.К., Л.Б. Ительсон и др.), педагогической поддержки (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.), социально-педагогического сопровождения (И.А. Алехина, Н.Е. Бекетова, Л.М. Бочкова, В.И. Вдовюка, М.И. Рожков, А.Л Уманский и др.).

Теоретическое изучение и обобщение позиций исследователей позволяет выделить следующие подходы к пониманию сущности педагогического обеспечения:

– ресурсный, при котором педагогическое обеспечение рассматривается как средство управления ресурсами образовательного процесса. Так, М. М. Тарасов воспринимает педагогическое обеспечение как сложную организационную систему управления духовно-нравственными ресурсами личности и коллектива [3, с. 19], а А. И. Тимонин – как актуализацию (перевод в более качественное состояние) ресурсного фонда, состоящего из совокупности личностных, институциональных и средовых ресурсов посредством реализации стратегий управления данным фондом [4, с. 18-20];

– комплексный – комплекс средств, направленных на формирование целостности образовательного процесса. Например, Н. П. Пучков определяет систему обеспечения качества подготовки будущих специалистов как совокупность программно-методических, дидактических, технологических, организационных, информационных средств, ориентированных на обеспечение целостности образовательного процесса и формирование системы ключевых профессиональных компетенций, выступающих основой конкурентоспособности выпускников на рынке труда [2, с. 24];

– результативный – способ формирования условий, позволяющих повысить результативность учебного процесса. При этом Н. В. Чекалева в понятие «условия» включает «предпосылки обучения, положения, лежащие в основе его осуществления, и требования, предъявляемые к обучению» для реализации целей подготовки в соответствии с принципами, закономерностями и структурой моделируемой дидактической системы [6, с. 63];

– технологический – совокупность педагогических способов построения взаимодействия с обучающимися для достижения «идеала образованности» [1, с.138];

– деятельностный – деятельность, направленная различные составляющие образовательного процесса – личность обучающегося, разработку учебной, методической и технологической документации, обуславливающей поддержку педагогической деятельности; институциональную организацию учебного процесса [5,8].

Некоторые авторы используют синтетический подход. Так, Г. А. Шабанов под педагогическим обеспечением качества образования понимает и систему, и процесс, и деятельность, направленные на повышение результативности учебно-воспитательного процесса, совершенствование его содержания, методики и организации в целях создания необходимых условий для познавательной и педагогической деятельности студентов и преподавателей в вузе [7, с. 138].

Система педагогического обеспечения включает совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов образовательной деятельности с присущей ей целевой направленностью и результатов.

Как процесс педагогическое обеспечение предполагает отбор способов последовательного формирования необходимых профессиональных компетенций будущего профессионала посредством организации теоретической и практической составляющих процесса обучения, с учетом развития профессиональной деятельности, ее специфики, достижений науки и практики.

Как вид педагогической деятельности педагогическое обеспечение представляет разработку и реализацию преподавателями элементов образовательной программы.

На основе проведенного анализа и использования функционального подхода мы попытались сформулировать рабочее определение педагогическому обеспечению как многогранному интегративному образованию, актуализирующему институциональные ресурсы (условия, способы и деятельность) в виде системы и процесса, необходимых для повышения результативности профессиональной подготовки профессионала.

 

Список использованной литературы :

  1. Клушина Н. П. Теоретико-методологическое обеспечение профессиональной подготовки специалиста социальной работы: дис. … д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2002. – 405 с.
  2. Пучков Н. П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Елец, 2004. – 40 с.
  3. Тарасов М. М. Педагогическое обеспечение деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2006. – 399 с.
  4. Тимонин А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: дис. … д-ра пед. наук. – Кострома, 2008. – 412 с.
  5. Филиппова Н. М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи: автореф. дис. …канд. пед. – Кострома, 2007. – 23 с.
  6. Чекалева Н. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 1998. – 426 с.
  7. Шабанов Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе: дис. … д-ра пед. наук . – М., 2006. – 371 с.
  8. Шепелева Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. – Кострома, 2004. – 211 c.
© Е.В.Балганова, 2018