ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В современном обществе востребованы молодые люди с такими качествами как современно образованные, нравственные, предприимчивые, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильные, динамичные. В условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов, школы должны отвечать тенденциям современного общества и основной ее задачей является формирование познавательной активности школьников.

Безусловно, не случайно особое внимание отдается проблеме развития познавательной активности у младших школьников, так как уровень ее решения на этом возрастном этапе выдает эффективность обучения на вытекающих этапах обучения. Процесс познания у детей младшего школьного возраста редко целеустремлен, в общем и целом не устойчив, по этой причине учителю важно улучшать познавательную активность младших школьников в разных видах деятельности.

В педагогической теории и практике проблемы развития познавательной активности учащихся рассматривались педагогами Дж. Локк, Руссо Ж-Ж, И.Г. Песталоцци, М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, В.С.  Ильин, Т.В. Шамова, Л.М. Аристов, М.А.Данилов, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др., психологами Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Г.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.

В школьной практике с целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников нами было проведено исследование среди учащихся 4  класса, в ходе которого получены следующие результаты (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение уровней развитости познавательной активности младших школьников

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
32% 44% 24%
 

Высоким уровнем познавательной активности обладают 32%; средний уровень имеют 44% школьников, то есть они обладают хорошей познавательной активностью; низкий уровень познавательной активности был выявлен у 24 % учащихся. Исходя из проведенной диагностики можно сделать выводы, что познавательная активность находится на среднем уровне и необходимо провести работу по активизации познавательной активности младших школьников.

Существуют современные педагогические технологии, которые обладают основной целью, как развитие познавательной активности для повышения учебной деятельности. Познавательная активность является базой для  развития интереса к учебной деятельности. Технология витагенного обучения является инновационным направлением в дидактике, которое основано на востребовании жизненного опыта индивида, ее духовного потенциала в образовательных целях [1, с. 226].

Витагенное обучение доктор педагогических наук А.С. Белкин трактует как, обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуального психологического потенциала в образовательных целях. В основе витагенного подхода к обучению лежит признание того, что многообразный жизненный опыт - ценнейшее достояние человека. Он является необходимой предпосылкой человеческого познания. Теоретические формы знания расширяют, обогащают, систематизируют этот опыт, но ни в коей мере не могут его заменить. Витагенное обучение позволяет рассматривать в качестве равноправного участника процесса познании, в качестве носителя ценностного знания [3, c.21].

В результате исследования мы сделали вывод, что познавательная активность учащихся младших классов это непрерывный процесс получения новых знаний, формирование интереса к учению, самостоятельную целенаправленную познавательную деятельность с использованием разнообразных форм, методов, технологий и средств обучения. Технология витагенного обучения является инновационным направлением в дидактике, которое основано на востребовании жизненного опыта индивида, ее духовного потенциала в образовательных целях.

 

Список использованной литературы:

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998. - 226 с.
  2. Николашкина С.Н., Оконешникова Н.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством творческих домашних заданий. Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2016. С. 28-29.
  3. Смирнов И.Н. Философия / И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. – М.:Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. – 1996. – 21с.
© Ф. Т. Аммосова, А.С. Сакердонова, 2018