Развитие логического мышления младших школьников

How to improve logical thinking of young schoolchildren

УДК 37.013

Проведение  в  младших  классах  регулярных  занятий  по  логике,  существенно  гуманизирует  начальное  образование. Такой  подход  создает  условие  для  развития  у  детей  познавательных  интересов,  стимулирует  ребенка  к  размышлению  и  поиску,  вызывает  чувство  уверенности  в  своих  силах,  в  возможностях  своего  интеллекта.  Во  время  таких  занятий  у  учеников  происходит  становление  и  развитие  форм  самосознания  и  самоконтроля,  исчезает  боязнь  ошибочных  шагов,  тем  самым  создаются  необходимые  личностные  и  интеллектуальные  предпосылки  для  успешного  протекания  процесса  обучения  на  следующих  этапах.

Логические,  комбинаторные,  геометрические,  ситуационные  задачи являются плодотворным материалом для развития универсальных учебных действий.  При  анализе  ситуаций,  описанных  в  логических  задачах,  младшие  школьники  овладевают  умением  искать  и  выделять  необходимую  информацию,  приобретают  опыт  смыслового  чтения  и  анализа  объектов  с  целью  выделения  существенных  и  несущественных  признаков.  На  этапе  поиска  решения  задачи  развиваются  такие  универсальные  учебные  действия,  как  установление  причинно-следственных  связей,  построение  логической  цепочки  рассуждений,  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задачи  в  зависимости  от  конкретных  условий,  постановка  и  формулирование  проблемы,  самостоятельное  создание  алгоритмов  деятельности.  Именно  через  решение  логических  задач  можно  формировать  элементы  информационной  культуры:  познакомить  учащихся  со  способами  обработки  информации  и  наглядными  формами  ее  представления  в  виде  таблиц,  графов,  схем,  и  других  моделей.

Целью кружка  является  повышение  уровня  развития  логического  мышления  младших  школьников,  посредством  системы  заданий.

На  занятиях    дети  решают   нестандартные  задачи,  которые    даются    в  определенном  порядке,  от  простого  к  сложному.     Занятия  проводятся  один  раз  в  неделю.  На  занятии  решаются 3-5  задач.

  1. Для формирования гибкости  мышления    на  одном  занятии  даются  задачи  различных  типов:  задачи  на  классификацию,  логические,  на  разбиение  геометрических  фигур,  комбинаторные  задачи  и  т.д
  2. Нетиповые, поисково-творческие задачи  решают  дети  с  разной  интеллектуальной  подготовкой.    Даются  задачи  разных  уровней.  В  этом  случае  каждый ребенок  может    почувствовать  вкус  успеха  и  обрести  уверенность  в  своих  силах,  поскольку  решение  нестандартных  задач  опирается  на  поисковую  активность  и  сообразительность  ребенка.

Основное  время  на  занятиях  занимает  самостоятельное решение  детьми  поисковых  задач.  Благодаря  этому  появляются  хорошие  условия  для  формирования  у  детей  произвольности,  самостоятельности  в  действиях,  способностей  управлять  собой  в  сложных  ситуациях. После  самостоятельной  работы  проводится  коллективная  проверка  решения  задач,  поэтому  возникает  условие  для  нормализации самооценки  у  всех  детей.

Таким  образом,  если  проводить  целенаправленную  работу  по  обучению  детей  основным  приемам  мыслительной  деятельности;  способствовать  развитию  познавательных  интересов;  стимулировать  ребенка  к  размышлению  и  поиску  поставленной  задаче;  вызывать  у  него  чувства  уверенности  в  своих  силах,  в  возможностях  своего  интеллекта,  то  при  таком  подходе  к  обучению  мы  со  временем  получим  интеллектуальных  детей,  умеющих  самостоятельно  управлять  мыслительной  деятельностью,  проявлять  инициативу,  ставить  цели  и  находить  способы  их  достижения.