Игра «сонор» как эффективное средство развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста

"Sonor" play as an effective means of intellectual ability development for children of the senior preschool age

УДК 37.013

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей и взрослых.  К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога [c11].

Условно игры делят на сюжетно-ролевые и игры с правилами. В играх с правилами обращают внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка[c12].   Игры с правилами широко распространены в системе дошкольного образования, но обучающая задача в них выступает не прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь  реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдая правила игры. Игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем труднее  решить поставленную задачу[c22].

Известный этнопедагог Г.В. Волков говорил о большом значении народных игр для всестороннего развития детей. В них интегрируются не только движение, слово, но и моторно-двигательные, психоэмоциональные, интонационные, вербальные и коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для развития личности ребенка. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношение к партнеру по игре. Президент Французской комиссии по преподаванию математики Андре Деледик пишет: «На заре 21 века появилась интеллектуальная игра с удивительно простыми правилами, в которую дети могут играть с 4 или 5 лет, и с колоссальным стратегическим богатством: поколения университетских математиков будут думать над ее теорией. Эта игра, кажется, имеет все качества, чтобы стать настоящей «классической», как шахматы, шашки». Речь идет об игре «Сонор» профессора Григория Васильевича Томского, которая на западе получила название ЖИПТО.

В нашем районе игра «Сонор» практикуется в дошкольных образовательных учреждениях с 1995 года. Стало доброй традицией проведение районных чемпионатов по «Сонор» для детей старшего дошкольного возраста. На протяжении многих лет наш детский сад – МБДОУ ЦРР «Аленка» является базовым учреждением по проведению и распространению игры «Сонор». Существуют более 100 вариантов игры, суть состоит в том, что в ней один преследователь и пять убегающих. Оригинальность и вместе с тем простота игры заключается в отсутствии клеток и в очень простом передвижении фигур. Правила игры можно объяснить практически за одну минуту, следующими четырьмя фразами:

- «убегающие стремятся достигнуть противоположной стороны, до поимки»;

- «преследователь ловит убегающего при прикосновении фишек»;

- «для перемещения фишки достаточно поставить впритык к нему резервную фишку»;

- «каждая фишка убегающего дает по одному баллу на каждой из линий».  Вариантов множество: охотник и зайцы, сонор-биатлон со стрельбой из лука, сонор-шоу. Широко используются сюжеты из сказок, возможности игры безграничны, а направлена она на развитие интеллектуальных способностей детей, инициативы, быстрота реакции, скорости и принятия решений. Динамические интеллектуальные игры преследования (ДИП) имеют преимущества над традиционными интеллектуальными играми (шахматами и шашками) : простота и легкость усвоения правил, разнообразие содержание и атрибутов, возможность интерпретации и модификации игры по своему желанию, игра опирается на жизненный опыт обучаемого, на его родную культуру. Игра помогает осваивать числа и различные понятия геометрии. Постепенно приходит время, когда ребенок начинает анализировать сыгранные партии для улучшения уровня своей игры. На базе «Сонор» разработаны логические и математические задачи разной степени трудности: от упражнений по программе детского сада до нерешенных проблем для победителей математических олимпиад и профессиональных исследований.

Занятие по математике  в подготовительной группе на основе игры  «Сонор».

 Цель: - Познакомить детей  с правилами игры «Сонор»;

             - Тренировать вычислительные навыки подсчета набранных «убегающими» очков;

             - Повторить счет до 15;

             - Расширить ориентировку в пространстве;

             - Повысить уровень развития познавательной деятельности.

Материал: мел, атрибуты-шапки 5 зайцев, 1 охотника, 10 картонных кружочков диаметром 20 см, 2 кружочка- 40 см, раздаточные геометрические фигуры, карточки с заданием.

Подготовительная работа:   в группе расчерчивается игровое поле 3х6м.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Сонор». Кто у нас самый ловкий, самый смелый, самый сильный? Тот будет охотником. А остальные будут зайцами. Вот кружочки, с помощью которых вы будете передвигаться по полю по моему сигналу. Зайчик, который дошел до линии, получает фишку. В конце  игры посчитаем сколько вы набрали фишек.

Угадайте, какое это время года?

        - Пусты поля

        - Мокнет земля,

        - Дождь поливает.

        - Когда это бывает?

Сейчас мы погуляем по осеннему полю. Во время игры зайчиков будет преследовать охотник, а зайцы должны  от него убежать. Если кружок охотника прикоснулся до круга зайца, значит он его, поймал.

Первыми ходят зайцы.( Впритык к  кругу, на котором стоят зайцы, ставится запасной  кружок,  первый берется  в руки. Также ходит охотник).

2 хода зайцев, затем охотника.

 Физкультминутка

 Ребята, давайте еще сделаем  ход. Зайцы, будьте осторожны, не попадайте в руки охотника.

Игра «Четвертый лишний».

Каждый ребенок получает картинку с заданием. На картинке по 4 предмета, три из которых обладают общим признаком, а четвертый – нет, например:

          -береза, осина, елка, рябина.

          -бабочка, червяк, стрекоза, комар.

          -ведро, чашка, тарелка, стакан.

           2 хода зайцев, охотника.

А теперь переверните кружочки: там нарисованы геометрические фигуры. Вы должны подумать и нарисовать из этих фигур овощи.

 ( В ходе занятия воспитатель  дает фишки тем, кто дошел до линии. Пойманные зайцы  садятся на стулья, но продолжают участвовать в играх).

А теперь сосчитаем все фишки. (Воспитатель подводит итоги игры).

Использование «Сонор» в образовании является естественным  для большинства педагогов и психологов, соглашающихся с утверждением американских исследователей Брюнер и Файн, что «играть – это учиться». Профессор Ж.Гольштейн подчеркивает «…. что существует значительная связь между играми -  творческим подходом к решению проблем, активным поведением, логическим мышлением, коэффициентом интеллектуального развития, уровнем отношений с товарищами».

Исходя из практических результатов и выводов на сегодняшний день игра «Сонор» является не только эффективным средством для развития интеллектуальных способностей детей, но и является связующим звеном при познании ребенком своего окружающего мира, национальной культуры.

Литература

  1. Губанов Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» /Губанов Н.Ф. – М.: Мозаика-Синтез, 2015- С.11-12, С.22.
  2. «Использование игры «Сонор» в комплексных и интегрированных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста». Составители: творческая группа педагогов МБДОУ ЦРР «Аленка» г.Олекминск 2017г. С.4-6, С.-24.
  3. Савинов Т.Т., Ефимова Д.Г. «Сонор». Пособие для воспитателей детских садов, родителей, учителей начальных классов. Якутполиграфиздат,1993г. С. -5-6.

References

  1. Gubanov N.F. Playing activity in kindergarten. For work with children 2-7 years. Educational-methodical kit for the program "From birth to school" / Gubanov NF. - Moscow: Mosaic-Synthesis, 2015- С.11-12, С.22.2.
  2. "The use of the game" Sonor "in integrated and integrated classes with children of senior preschool age." Compilers: the creative group of teachers of MBDOU CRC "Alenka", Olekminsk, 2017. C.4-6, C.-24.3.
  3. Savinov TT, Efimova DG Sonor. A handbook for teachers of kindergartens, parents, primary school teachers. Yakutpoligraizdat, 1993. S.-5-6.