Проектная деятельность в детском саду

Project activities in kindergarten

УДК 37.013

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму» - так гласит китайская пословица. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам. Поэтому проектная деятельность заняла прочное место в нашей работе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

В ходе проектной деятельности, расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – коммуникативные, творческие, познавательные.

В проектной деятельности дети приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее к друг другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Также проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности – она становится более разнообразной.

Выполнение проекта предполагает формированию оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения, которые помогают родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов.

           На 1  мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.

На 2 проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

На 3 творческом этапе проекта идет обобщение информации коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.

В течение нескольких лет в своей работе применяю проектный метод.  Нами были реализованы проекты: «Покормите птиц зимой», «Моя семья», «Родословное древо моей семьи», «Спасибо деду за победу», «Ёлочка-ёлка, зеленая иголка», «Огород на окне», «Этот удивительный снег», «Снеговик».

Проекты «Моя семья», «Покормите птиц зимой», «Спасибо деду за победу» были представлены на районном и всероссийском уровне.

Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Дети очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чег- то нового. Чтобы удовлетворить интерес и любознательность детей своей группы, мы создаем проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей.

Нами были выполнены проекты по экологии, творческие, исследовательские.

Остановлюсь на проекте « Покормите птиц зимой». Работа над экологическим проектом позволила детям узнать много интересного о зимующих птицах. При работе над данным проектом, дети усвоили главное правило: зимой надо обязательно подкармливать птиц. Создавая проект, мы обсуждали, как это можно сделать. Дети высказывали свои мысли, идеи. И вместе мы пришли к единому решению – изготовить удобные кормушки для зимующих птиц. Обсуждали, из чего можно их изготовить, рассматривали иллюстрации уже готовых кормушек. И уже с готовым решением и, даже, с небольшими набросками вышли на родителей, которые с огромным желанием откликнулись, на просьбы своих детей.

Дети были очень рады и горды тем, что смогли чуть-чуть помочь птицам.

При выходе на прогулку, идя в детский сад дети помнят о том, что обязательно нужно взять с собой горсть зерна,  для подкормки птиц.

В рамках реализации проекта «Я и моя семья» мы активно используем разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: КВН,  фото-конкурс «Мама и я - счастливые мгновения», спортивно –интеллектуальные баталии «Вместе с папой я герой»,  мини-проект «Древо моей семьи», конкурс семейного герба и т.д.

Таким образом, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и  познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Литература

  1. Н.Е.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» :Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Мозаика-Синтез, М, 2014г.
  2. Н.А. Виноградова «Образовательные проекты в детском саду.
  3. Источники интернет-сайта

References

  1. E. Veraksa Project activity of preschool children : A handbook for pre-school teachers/ Mosaic-Synthesis, M,2014
  2. A.Vinogradova Educational projects in kindergarten
  3. Sources of Internet sites