К вопросу о правовом регламентировании родительских обязательств (на нормативном материале Республики Саха (Якутия))

Issues of the legal regulation of parental commitments (on normative materials of the Republic of Sakha (Yakutia))

УДК 34.03

Понятие семьи в действующем Семейном кодексе Российской Федерации не закреплено. Это связано со сложностью прикрепления к этому понятию рамочных пределов поведения людей, а также тем, что семья включает не только имущественные и иные правоотношения, легко поддающиеся правовому регулирования, но и личные, основанные на морали, традициях, религиозных отношениях и иных социальных нормах. Введение правового регулирования в личные отношения членов семьи представляется большей частью труднореализуемым в вопросах правоприменения и не достигающим своей цели. Поскольку семья - это не только правовой институт, но и комплекс социальных, психологических, физиологических факторов и отношений, складывающихся внутри конкретной семьи.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» к традиционным семейным ценностям отнесены «ценность брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению» [1].

Как справедливо отмечает Афанасьева И.В. «поступательное развитие российского общества невозможно без прочных, стабильных семейных отношений, которые, в свою очередь, зависят от стабильности общества, от социальной политики государства по отношению к семье, от таких политических, экономических, культурных, образовательных и иных условий, которые позволили бы семье выполнять ее основные функции в полном объеме» [2, С.54].

Семейные правоотношения являются неотъемлемой частью государства, как одной из самых важных сфер общественной жизни. Поэтому необходима адекватная правовая регламентация семейных правоотношений, посредством закрепления прав и обязанностей детей и родителей в нормах права для того, чтобы проблемы семьи находили свое решение в развивающемся семейном законодательстве с помощью определенных правовых средств и способов.

Вместе с тем, как отмечает В.Г. Графский: «Право и мораль предстают в истории социального общения двумя традиционными комплексами правил и требований, поддерживающими определенный строй и ритм общения и содержащими ориентиры в различных вариантах добропорядочного и законопослушного поведения» [3, с.11.].

Одним из активных участников нормативного регулирования в Российской Федерации являются регионы. Так, на примере Республики Саха (Якутия) приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие обязательства родителей в различных сферах жизнедеятельности общества. Некоторые из них являются «эксклюзивными», т.е. не имеющими аналогов на федеральном уровне.

Существуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие родительские обязательства в Республике Саха (Якутия) – (далее по тексту – РС (Я)):

  1. Закон РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)»;
  2. Закон РС (Якутия) от 01 июля 1994 г. №3 №23-1 «О правах ребенка»;
  3. Закон РС (Я) от 22 декабря 1999 г. N З N 137-II «О приемной семье и семейном детском доме»;
  4. Закон РС (Я) № от 09.02.2016 г. 1гс-732/16 «Об ответственном родительстве».

В соответствии со ст. 2.2., 14 Закона РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» родители имеют равные права на решение всех вопросов семейной жизни, воспитание и содержание детей, выполняют равные обязанности по отношению к семье, а также несут равную ответственность за содержание ребенка.

Данный Закон основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и др.

В России эти нормы нашли свое отражение в ст. 38 Конституции РФ, в которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а также в п. ж, ч. 1, ст. 72 Конституции РФ «защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении РФ и ее субъектов». Итак, Закон РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» не обладает новизной, а принят на основании и во исполнение федерального законодательства.

Согласно ст. 24 Закона РС (Якутия) от 01 июля 1994 г. №3 №23-1 «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на равную заботу со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Родители или лица, их заменяющие, несут равную ответственность и обязанность за ребенка, независимо от места его проживания.

На федеральном уровне основными нормативно – правовыми актами по правам ребенка являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. На международном уровне права детей установлены следующими актами: Всеобщая декларация прав человека (1949 год), Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Так, наряду с указанными федеральными и международными актами Закон РС (Якутия) от 01 июля 1994 г. №3 №23-1 «О правах ребенка» является своеобразным дополнением (в части выплат из регионального бюджета многодетным семьям, перечня защиты уполномоченными органами и т.д.) к вышеуказанным актам и тем самым обеспечивает правовую защиту и гарантирует соблюдение прав ребенка в РС (Я).

В ст. 7, 10, 14 Закона РС (Я) от 22 декабря 1999 г. N З N 137-II «О приемной семье и семейном детском доме» установлено, что приемная семья и семейный детский дом – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В законе четко прописаны их обязанности, приравненные к родительским: воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельной жизни. Как и вышеперечисленные Законы РС (Я) данный Закон берет свое начало из федерального законодательства: Семейного кодекса РФ, Федерального закона № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др. Таким образом, Закон РС (Я) «О приемной семье и семейном детском доме» основывается на идеях и принципах федерального регулирования, тем самым претворяет в жизнь замысел основного законодателя.

Согласно ст. 2, 5 – 7 Закона РС (Я) № от 09.02.2016 г. 1гс-732/16 «Об ответственном родительстве» устанавливаются общие положения об обязанностях родителей по воспитанию, образованию, развитию, сохранению здоровья ребенка. Новизна Закона об ответственном родительстве заключается не только в его дискуссионном характере, но и в внедрении в правовое пространство некоторых терминологических разъяснений, направленных на регулирование семьи и родительских отношений в отсутствие федеральных аналогов.

В остальном своем содержании данный закон повторяет другие устоявшиеся в правовом обороте федеральные и региональные законы, что создает в нем массив бланкетных норм, применение которых может усложниться в связи с принципом правовой определенности, а также иерархии норм права по юридической силе. Кроме того, закон имеет социально ориентированный, а не правовой характер, а также избыток норм социального значения, не поддающихся правовому регулированию. Характер закона мог бы носить не императивный, а диспозитивный, рекомендательный, декларативный и просвещающий, разъяснительный характер. Например, в статусе Концепции либо методических разъяснений. Поскольку закон, на наш взгляд, должен в первую очередь не просветлять, а регулировать.

Закон регулирует обязанности родителей через призму теории и концепции права Российской Федерации и в какой-то мере идеализирует институт семьи, права и обязанности родителей. Кроме того, как и большинство нормативно – правовых актов имеет свои преимущества и недостатки. Но закон является для своего времени преждевременным, имеющим перспективу прогрессии только в том случае, если уровень жизни и экономические возможности у населения, а также менталитет общества в части правового сознания и правовой культуры будут развитыми.

Таким образом, семья является своеобразным барометром государства, отражает эффективность политики, экономики, здравоохранения, социального обслуживания. Изучая институт семьи в государстве, можно сделать вывод о государстве в целом, т.к. любые колебания в государстве находят отражение в семье.

В этой связи анализ вышеуказанных законов Республики Саха (Якутия), регулирующих обязанности родителей по воспитанию детей, позволяет сделать вывод о том, что государство через нормативно-правовые акты оказывает значительное воздействие на статус и положение семьи в обществе, стараясь проникнуть глубоко во все сферы жизни семьи. Однако, существующая грань между государственным контролем семьи и частными отношениями внутри семьи должна оставаться четкой, отделенной, неприкосновенной.

Литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» / Консультант Плюс. Версия: проф.
  2. Афанасьева И. Условия стабильности семейно-брачных отношений. // «Нотариус». – 2002. - №3.
  3. Графский В. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода. // «Государство и право». - 1998. - №8.
  4. Кордуба С.Б. Международно-правовое регулирование обязанности родителей заботиться о детях // Ленинградский юридический журнал. 2012. №3.
  5. Михеева Л. Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства // Семейное и жилищное право. - 2014. - № 4.
  6. Пчелинцева Л. М. Правовые аспекты воспитания и обучения, несовершеннолетних // Журнал российского права. – 2013. №3.
  7. Радайкин М.Ф. О некоторых проблемах в современном законодательстве и путях их решения в сфере семейного права: статья // Нотариус. - 2014. - № 3.

References

  1. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 25.08.2014 N 1618-r «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoj semejnoj politiki v RF na period do 2025 goda» / Konsul'tant Pljus. Versija: prof.
  2. Afanas'eva I. Uslovija stabil'nosti semejno-brachnyh otnoshenij. // «Notarius». – 2002. - №3.
  3. Grafskij V. Pravo i moral' v istorii: problemy cennostnogo podhoda. // «Gosudarstvo i pravo». - 1998. - №8.
  4. Korduba S.B. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie objazannosti roditelej zabotit'sja o detjah // Leningradskij juridicheskij zhurnal. 2012. №3.
  5. Miheeva L. Ju. Otvetstvennost' roditelej za vospitanie detej: napravlenija reformy zakonodatel'stva // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. - 2014. - № 4.
  6. Pchelinceva L. M. Pravovye aspekty vospitanija i obuchenija, nesovershennoletnih // Zhurnal rossijskogo prava. – 2013. №3.
  7. Radajkin M.F. O nekotoryh problemah v sovremennom zakonodatel'stve i putjah ih reshenija v sfere semejnogo prava: stat'ja // Notarius. - 2014. - № 3.