Анализ различий в деятельности предприятий с маркетинговой и производственной организационными культурами

Analysis of differences in the activity of enterprises with marketing and production organizational cultures

УДК 330.322

Понятие организационная культура предполагает собой совокупность принятых на предприятии моральных ценностей, этических норм и т.п. Ключевым моментом является то, что организационная культура является неписанным документом, но разделяемый всеми сотрудниками организации.

Следовательно, организационная культура – неформальный способ выполнения работы.

В российских предприятиях организационная культура делиться на два класса: производственная и маркетинговая.

Производственная организационная культура досталась от административно-командной системы хозяйствования российским предприятиям, при которой все основные ценности связаны именно с производством и людьми, осуществляющими трудовой производственный процесс, а потребители никем не изучались.

Маркетинговая организационная культура характерна рыночной экономике, где изучается и анализируется сам рынок, а именно нужды и потребности потребителей посредством чего субъекты хозяйствования получают свой финансовый результат (прибыль).

Различия между данными двумя культурами представлены в монографии П.С. Завьялова и В.Е. Демидова и выглядят следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 – Различия в деятельности предприятий маркетинговой и производственной организационной культурами

Маркетинговая оргкультура Производственная оргкультура
1. У высшего руководства на первом месте...
...потребности покупателя ...потребности производителя
2. На самых высоких должностях находятся..
...маркетологи, ибо они отвечают и за сбыт ...инженеры, отвечающие за производство
3. Производится и продается...
...только то, что будет куплено ..то, что возможно произвести
4. Ассортимент продукции предприятия...
...широкий ...узкий
5. Формулирование целей предприятия...
...на основе внешних факторов ...на основе внутренних факторов
6. Горизонт перспективного планирования..
...преимущественно долгосрочный ...преимущественно краткосрочный
7. Главное внимание обращено...
...на потребности покупателей ...на издержки производства
8. Научные исследования направлены на...
...анализ рынка, в том числе и конкурентов ...усовершенствование техники
9. Ценовая политика строится на...
...ценах рынка (с учетом конкуренции) ...издержках производства
10. Разработка идей новых товаров идет на основе...
...анализа потребностей рынка и других факторов внешней и внутренней среды ...сокращения издержек производства прежних товаров без учета потребностей рынка
11. В конструировании новых товаров ведущая роль принадлежит...
 ... дизайнерам ... инженерам-конструкторам
12. Производственный процесс...
... максимально гибок, ориентирован на быструю реакцию изменения потребностей покупателя и других факторов рынка ... как правило, жесткий, ориентирован только на возможности производства
13. Упаковка рассматривается как средство...
... в первую очередь ркламы и движения ... сохранениня товара и только
14. Конкурентоспособность рассматривается через...
... призму «цены потребления» ... в основном через призму цены продажи
15. Философия руководства выражается словами ...
... «Мы управляем не заводом, а маркетинговой организацией, удовлетворяющей потребности покупателей» … «Мы можем предложить Вам автомобиль любого цвета… При условии, что это цвет черный»

Таким образом, можно прийти к выводу, что в маркетинговой организационной культуре стремятся удовлетворить нужды и потребности своих покупателей, а в производственной – выполнить свой план.

Для того, чтобы предприятие было эффективным (прибыльным) необходимо поставить специалиста по маркетингу в начале производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса. Путем изучения рынка установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким клиент хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда этот продукт потребуется. Поэтому инженерно-техническая сфера должна быть прочно связана со сферой маркетинга.

Литература

  1. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 680 с.
  2. Управление маркетингом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 322 с. — Серия: Университеты России

References

  1. Marketing: theory and practice: textbook / V. I. Belyaev. – 4-e Izd., Rev. and extra – M.: KNORUS, 2010. – 680 S.
  2. Marketing management: tutorial and workshop for undergraduate academic / T. L. Korotkova. — 2nd ed. Rev. and extra — M.: urait, 2017. — 322 p. — Series: Universities of Russia