Маркетинговая концепция, ориентированная на потребителя

Marketing concept, customer-oriented

УДК 330.322

Концепция маркетинга представляет собой философию ведения бизнеса где ключевой момент дается потребителю.

История развития концепции маркетинга у российских компаний (рис. 1) показывает, что на первом этапе становления маркетинга было внедрение маркетинговой концепции, ориентированной на потребителя.

Рисунок 1 - Становление современной концепции маркетинга на основе эволюции приоритетов в сторону инновационного социально-этичного маркетинга и маркетинга взаимодействий

В начале 90-х годов маркетинговая концепция, ориентированная на потребителя стала естественным шагом в развитии маркетинга, т.к. осуществлялось реформирование всей экономики России под лозунгом перехода к рыночным отношениям.

Бурное развитие в внутренней и внешней торговле вызвано либеральными реформами, и поэтому данный сектор экономики под влиянием агрессивного международного маркетинга, которые проводились транснациональными компаниями (ТНК), стали вытеснять российских неконкурентоспособных производителей с национальных потребительских и промышленных рынков. При этом ТНК использовали весь арсенал маркетинговых         инструментов и механизмов для подавления конкуренции со стороны отечественных участников рынка.

В данной ситуации российские предприятия были вынуждены были обучаться западным приемам и механизмам маркетинговой деятельности и, прежде всего, работе с клиентами. Для российских бизнесменов необходимо было овладеть инструментами маркетинга, к которым непосредственно относятся товарная, ценовая, распределительная и коммуникационная политика, а также поменять свой менталитет и мировоззрение в сторону соблюдения благожелательных отношений с покупателями.

Причинами возникновения концепции, ориентированной на потребителя, или «внешнего» маркетинга послужили негативные проявления бурно развивающегося рынка, к которой были характерные такие черты как непредсказуемость развития, тенденция к росту монополизации, чрезмерная стихийность, неупорядоченная конкуренция и т.д., грозившие серьезными и социальными потрясениями.

К основным принципам концепции, ориентированной на потребителя, которые применялись маркетологами, относятся следующие положения:

  1. Принцип гомеостаза;
  2. Принцип исследования рынка;
  3. Принцип активного воздействия на рынок (на потребителей).

Принцип гомеостаза предполагает, что важнейшую информацию для принятия решений в области рыночной деятельности предприятие должно ориентироваться на окружающую (внешнюю) среду, т.к. компания в условиях развивающегося рынка может выжить лишь благодаря обеспечению постоянного динамического равновесия, максимальной согласованности с внешней средой. Именно внешняя среда является источником и реальной опорой его стратегических решений и повседневных действий.

Принцип исследования рынка подразумевает количественную меру воздействия предприятий в области маркетинга, которая должна определяться исследованиями рынка. В процессе исследования рынка ключевыми параметрами являются емкость рынка, потенциальный спрос и объем реализации, доля рынка. Изучение (исследование) постоянно меняющейся внешней среды компаниям позволяют бизнесу избежать ошибок в принятии производственных и коммерческих решений, снизить риск в борьбе с конкурентами, увеличить предсказуемость результатов деятельности в ближайшей и отдаленной перспективах, которые не могут быть достигнуты по прошлому опыту, интуиции, логике и т.д.

Принцип активного воздействия на рынок (на потребителей) предполагает необходимость постоянного стремления к инновационному прорыву, которые обеспечивают долговременные конкурентные преимущества, т.к. обновляя ассортимент, внося элементы новизны в сам товар, его свойства, сферы применения, упаковку, приемы дифференциации и позиционирования, формы сбыта, обоснование достоинств цены, содержание маркетинговых коммуникаций, компания стремится активно воздействовать на потребителей, поставщиков, посредников и одновременно эффективно противодействовать конкурентам.

Исследователями было замечено, что эмоциональная составляющая маркетинга с повышением уровня жизни индивида играет большую роль при выборе и принятии решения о покупке. Поэтому фирмам следует учитывать данное исследование при разработке программы активного воздействия на потребителей, в частности, при обосновании и реализации стратегии маркетинговых коммуникаций.

Таким образом, современная концепция маркетинга, ориентированная на потребителя, в России сформировалась как результат становления новых экономических отношений и изменения факторов макро и микро среды российского бизнеса. В данной концепции внешняя среда познается с помощью маркетинговых исследований и активного воздействия на него при помощи арсенала ценовых и неценовых средств (качество, технический уровень, технологическое совершенство).

Литература

  1. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 680 с.
  2. Управление маркетингом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 322 с. — Серия: Университеты России

References

  1. Marketing: theory and practice: textbook / V. I. Belyaev. – 4-e Izd., Rev. and extra – M.: KNORUS, 2010. – 680 S.
  2. Marketing management: tutorial and workshop for undergraduate academic / T. L. Korotkova. — 2nd ed. Rev. and extra — M.: urait, 2017. — 322 p. — Series: Universities of Russia