Участие жителей Якутии в выборах на Учредительное собрание – социально-экономический аспект (1917-18 гг.)

The participation of the inhabitants of Yakutia in the elections to the Constituent Assembly - the socio-economic aspect (1917-18)

УДК: 908

Вопрос проведения и закрытия Учредительного собрания – один из самых дискуссионных при обсуждении становления Советской власти в 1917 г. Многие согласны с тем, что это был последний шанс движения по пути демократически-плюралистического общества. Собрание должно было определить, основываясь на мнении избранных представителей, форму гос/устройства, организации верховной власти и основы Конституции. Но этому процессу был положен конец в январе 1918 г,, когда большевики отказались принять результаты выборов, по которым преимущество получили эсеры, и когда они разогнали участников собрания. Сейчас, оглядываясь в прошлое, мы должны прийти к определенным парадигмам интерпретации этих событий, учитывая факт празднования 100-летия с революционных событий.

Объект: Якутяне-выборщики.

Предмет: Процесс организации выборов и участия в них электората.

Цель: Проанализировать опыт проведения выборов на Учредительное собрание в 1917 г.

Задачи: 1) Интерпретировать основы проведения выборов на Учредительное собрание 1917-18 гг.;

2) Интерпретировать частные вопросы организации выборов на Учредительное собрание 1917-18 гг.

Вопрос о проведении Всероссийского Учредительного собрания (дальше - УС) встал с самого начала становления демократии после Февральской революции. Временное правительство было обязано функционировать до проведения УС и установления новых начал новой российской власти. Сначала, дата была назначена на 17 сентября, но после была перенесена на 12 ноября, а созыв УС – 28 ноября. После прихода к власти, большевики подтвердили дату проведения и поставили этот вопрос первоочередным для страны. УС должно было стать основным объектом передачи суверенитета и легитимности страны, который в свою очередь стал бы основой формирования организации России.

Законодательная база проведения выборов основывалась на Особом совещании для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Этот орган формировался с 25 марта по 25 мая, после чего приступил к работе. Этот орган насчитывал 82 человека, причем туда входили знаменитые для своего времени правоведы: такие как профессор В.М. Гессен. Вопросами по организационной работе заведовала Всероссийская по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия (Всевыборы). Она была образована в июле-августе 1917 г., туда вошли 15 человек, и в главе был поставлен член Временного правительства, экономист Н.Н. Авинов. После Октября, большевики поставили работу Комиссии под контроль: 23 ноября 1917 года комиссаром Всевыборами был назначен М. С. Урицкий (ему было передано право контроля над составом комиссии). Но, так как комиссия отказалась принимать новые условия, её председатель, 15 членов и 6 «кандидатов к членам» были смещены постановлением Совнаркома от 29 ноября[1]. Фактически, весь предыдущий состав был отстранен от работы, а вся полнота юрисдикции перешла к М. Урицкому. Хотя, выборы к тому моменту по большей части были уже проведены, но значимость этой роли продолжала оставаться высокой: новому комиссару приписывают деятельность по дезорганизации проведения съезда УС и результатов его работы. Так, в частности, составление отчетов и проведение анализа результатов выборной кампании не выполнялись. Хотя это являлось важной инструкторской задачей Всевыборов. Мы можем видеть, что контроль над деятельностью Всевыборов являлось важным рычагом политического влияния на ситуацию в России.

Рассматривая правовую основу вопроса, необходимо отметить прогрессивность выборов для своего времени. Все юридические вопросы были решены в Положении о проведении выборов в Учредительное собрание[2]. По нему, голосование объявлялось всеобщим, тайным и равным. В частности, к ним были привлечены женщины и военнослужащие от 18 лет. Для большей части населения был установлен низкий возрастной ценз в 20 лет. Не признавались разного рода цензы: имущественный, оседлости, грамотности и пр. Выборы являлись мажоритарными, т.е. выбирались кандидаты, которые шли непосредственно занимать определённые места. Голосование шло за кандидатские списки, которые определяли партии. Территория страны разделялась на избирательные округа, в первую очередь на основе территориально-административного деления (в отдельном ряду стоит упомянуть войсковые и флотские избирательные округа).  Основы голосования были поставлены под контроль и сведены к четкому своду норм, что гарантировало успешный ход процесса.

В итоге, выборы состоялись в ноябре 1917 г. В этот период 43 из 73 гражданских избирательных округов уже закончило голосование. Остальные округа по техническим или организационным причинам перенесли голосование на декабрь – февраль 1917-18 гг. Всего было избрано 715 депутатов, причем результаты оказались невыгодными для действующей исполнительной власти в виде большевиков. Необходимо отметить, что источники разнятся при вопросе оценки результатов голосования. Одни источники приводят данные о 370 мандатов у ПСР (эсеров), 175 — большевики, 86 — депутаты от национальных групп и др. Другие источники: эсеры – 320, большевиков — 160, национальных и других групп — 56 и др.[3] Но в большинстве своем, все согласны в уверенном лидерстве партии революционеров-социалистов, что закономерно основывается на популярности идей социализации земли в крестьянской стране.

Подготовка к выборам в УС осуществлялась практически весь 1917 год, но сама работа Собрания не продлилась и дня. Заседание Учредительного собрания открылось 5 января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. На нем присутствовало немногим более 50% депутатов (410 чел.). После отказа Собрания принять первые декреты Советской власти, большевисткая и левоэсеровская делегации покинули Собрание. УС продолжило работу без них, причем работали до поздней ночи. В пятом часу утра охрана дворца в лице анархиста А. Железняка призвала депутатов закончить работу, причем им была спущена директива об остановке любого депутата, который захочет вернуться. Т.о., следующего собрания УС провести не удалось, и де-юре 18 января III Всероссийский Съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного Собрания.

Частные вопросы проведения выборов на Учредительное Собрание в Якутии (1917-18 гг.)

Проанализируем основных факторов, которые будут участвовать на выборах в УС. После мая 1917 г. в Якутии наиболее авторитетным стала новообразованная из движения «Свобода» партия ЯТСФ (Якутский трудовой союз федералистов) более известная просто как Союз федералистов, председатель Г.В. Ксенофонтов. В ней состояли такие известные личности как  Г.В. Ксенофонтов, В.В. Никифоров, С.А. Новгородов и др. Представители этой партии определяли жизнь Якутии, будучи на стратегических постах: председатель Якутской городской думы – Г. Ксенофонтов, председатель Областной земской управы – В.В. Никифоров и пр. По программным установкам они являлись умеренными федералистами, выступали за создание федеративной республики, в которой центр будет решать вопросы государственного, а местные власти – регионального значения[4]. Видное место занимала и партия социалистов-революционеров (эсеров), председатель П.А. Куликовский, входили Д.Ф. Клингоф, В.Н. Соловьев и др. Местное отделение партии ориентировалось на основе партийной идеологии эсеров. Они выступали за создание республики с ведущей ролью крестьянства, за немедленное решение земельного вопроса. Обе вышеназванные партии имели сходные идеологические установки, что в будущем послужит им основой союза на выборах в УС (в частности, по вопросу об автономии). В Якутии существовало отделение партии кадетов, который назывался «Якутский отдел партии народной свободы». Председатель: М.П. Николаев, представители – С.П. Алексеев, Н.С. Корякин, Г.А. Попов и др. Несмотря на схожесть позиций с другими региональными партиями, кадеты принципиально выступали против автономии в России, которая разрушила бы ее изнутри. Основу местных властей должны были бы составлять ограниченные в правах земства. Социал-демократическая партия: яркие представители Г.О. Охнянский, П.Ю. Перкон, А.Г. Метельшин и др. После ухода видных большевиков, партия сильно «заменьшевела» - соотношение меньшевик-большевик в Якутском отделении стало 5:1. Сложности в отношениях между фракциями особенно рельефна на фоне выбора кандидатов в УС: так, с начала года это был Г.И. Петровский, видный большевик, но после июльских событий (попытки саботажа власти Временного правительства со стороны большевиков), Якутская организация РСДРП сняла эту кандидатуру 10 июля и выставила меньшевика М.Т. Попова. Они выступали за позицию создания республики с ведущей ролью пролетариата.  Считали необходимым введение первичных социальных норм труда, переняли позицию эсеров по срочному решению крестьянского вопроса, к вопросу о федерализации относились положительно.. Так, к второй половине 1917 года можно констатировать факт ведущего лидерства сил по автономизации Якутии и резкого ослабления большевистских сил.

Выборы на УС, так же, как и выборы на земские учреждения, стали основой политической повестки дня для региональных партий Якутии. Для Якутии на Всероссийском УС было выделено 2 места, и на них наметились основные кандидаты. От «Трудового союза федералистов» был выдвинут Г.В. Ксенофонтов, от партии социалистов-революционеров В.С. Панкратов, от партии кадетов Д.А. Кочнев, от РСДРП М.Т. Попов. В газетах развернулась пропаганда вокруг выборов на УС. В свете предвыборной гонки, произошли пропагандистские столкновения на полях газет: так, в номере «Социал-демократ» №7 от 2 ноября 1917 г. в статье «Кандидат» [5]проводится критика положений федералистов и Г. Ксенофонтова в частности, представленные в «Якутском обозрении» в статье Сабунаева. Это не осталось незамеченным и было встречено ответной критикой.

Обратимся к вопросу об организации выборов в УС. Организационные вопросы находились в прерогативе за членами участковых Избирательных Комиссий и Уездных/Городских по делам о выборах в УС. Обычно, в них входили председатель, 4 члена от местных городских/земских организаций, а также по представителю от партии. Якутии было предоставлено 2 места в УС, поэтому голосовавшие выбирали 2 кандидатуры из 4 возможных. Кандидаты, чтобы иметь возможность голосовать, были обязаны набрать более 100 человек, что предварительно выскажутся за него. Составленные т.о., кандидатские списки выставлялись на обозрение до выборов. В назначенный день избиратели приходили на свой участок, там они записывали свой выбор на записке и опускали в урну. В некоторых случаях происходило баллотирование. Оно подразумевало выбор через опускание в избирательную урну шаров (разного цвета) или бирок (с насечками по номеру кандидата: 1,2,3,4). В городах по большей части голосование шло записками, по улусам баллотировка шарами. Мы видим, что проведение голосования было различным ввиду ограниченности технических возможностей, но это не помешало проведению выборов как таковых. Этот опыт, возможно, стоит учитывать и в будущем.

Организационная работа по проведению выборов шла бурно. В Якутии была создана Окружная по делам о выборах в УС Комиссия (коротко: Окружная Комиссия). Ее возглавил А. Звягин, членом-секретарем стал Н. Грибановский. Изначально, выборы были назначены на 17 сентября, но впоследствии были перенесены на ноябрь. Так, выборы по г. Якутску, Олекминску, Вилюйску (12-14 ) и Олекминскому уезду (12-19 ноября) прошли по общероссийским стандартам. Но остальные Уездные Комиссии не успевали по назначенным срокам. По Якутскому (без Мегинского улуса) и Вилюйскому уезду выборы были назначены на 3 декабря . На Мегинский улус выборы были сдвинуты на 7 января 1918 г. Выборы по Верхоянскому и Колымскому уездам были более сложными, только в конце декабря были определены члены Комиссий, а выборы были сдвинуты на февраль 1918 г. Основной акцент деятельности был смещен на центральные улусы. За них отвечали Якутский городской, окружной и уездной, Олекминский и Вилюйский уездной комиссии соответственно. Т.о., мы можем увидеть, что проведение выборов по Якутии шло неравномерно, имели значение сложности организации мероприятия подобного масштаба на отдаленной провинции с неразвитой инфраструктурой.

В г. Якутске процесс выборов шел три дня, с 12 по 14 ноября с 10 часов утра до 9 вечера, в третий день выборов с 10 утра до 2 дня. Были сформированы избирательные участки (5 по г. Якутску, 127 по Якутии). Разберем участки по г. Якутску: №1 – Монастырский: границы от Евр. Кладбища, через Талое озеро по Короленко, Казарминской, Монастырской и Полицейской улицам до протоки Хатыстах; №2 – Предтеченский: от границы первого участка по Полицейской, сворачивает около Городской милиции по Николо-Преображенской на Набережную; №3: Преображенский; №4 – Соборный: границы с Вилюйского тракта по Николо-Преображенской по Набережной и с Набережной по Астрахацевской и по озеру «Сайсар» до его протоки; №5: Заложный – границы, вся заложная часть города[6]. Т.о., выборы в г. Якутске прошли успешно и в срок.

Как только мы касаемся темы затрат на проведение выборов в Якутии, стоит упомянуть несколько моментов. По вопросу о курсе рубля – за время 1917 г., он был достаточно нестабилен, что в итоге привело к развитию меновых отношений в регионе. Позже, из-за этого будут введены винные деньги Семенова. Основываясь на разных источниках, можно прийти к выводу о соотношении 1 руб. = 135-140 руб[7]. В работе, якутские комиссии основывались на положениях Всевыборов, статистику и сметы мы можем видеть в архивных документах окружных, городских и уездных комиссий. Так, Олекминская уездная комиссия, Якутская уездная комиссии требовали по 2000 рублей для организации, Баягантайская земская управа требовала 150 рублей для работы местного избир/участка. Вообще, если мы обратимся к сметам, мы можем видеть, что большая часть расходов шла именно на подготовку избирательных списков. По смете Олекминского уездного комитета, 1804 руб. ушло на оплату разным учреждениям (по большей части, гимназиям и училищам), которые и занимались перепиской избирательных списков, в то время как публикация за весь период в газете «Якутское Обозрение» стоила 5 руб. Работа с учебными заведениями является оригинальной идеей, но это же говорит о значимости писчей работы и нехватке грамотных кадров в Якутии того периода. Также немало денег ушло на организацию выборов на местном уровне. Так, по смете Мегинской окружной комиссии, 80 руб. из 144 руб. ушли на разъезды по 4 ее избирательным участкам, на работу секретаря ушло 30 руб. Это говорит об инфраструктурной слаборазвитости региона, вышеупомянутой нехватке кадров на местах. Если проводить параллели с современностью, мы можем перевести средние показатели затрат того времени на современные. Эти данные представлены в таблице №1.

Хотелось бы затронуть вопрос о социальной составляющей выборов в УС. Всего, на 1917 г. в Якутии проживало 264,1 тыс. чел. Большинство из них проживало в центральных и южных улусах (Вилюйская группа улусов, Олекминская, Намская и пр.). В г. Якутске проживало 7,3 тыс. чел., если прибавить население других городов (г. Вилюйска и Олекминска и др.), в общем городское население составляло 11,5 тыс. чел. Уровень урбанизации составлял 4,4 %. В национальном составе преобладание было у якутов – 82,64%, тогда как русских 10,56%, эвенков – 4,6%. Проблема организации выборов состояла в том, что в них весь электорат не успел поучаствовать. К январю 1918 г. (разгону УС), выборы прошли по Якутскому уезду (без Мегинского улуса), Олекминскому и Вилюйскому, но они не прошли в Верхоянском и Колымском улусах. Соответственно, успело проголосовать около 101 тыс. из 260 тыс. возможных. Конечно, это не меняло итог выборов, но налагало отпечаток нелегитимности на результатах выборов такого масштаба. По Положению о выборах в УС, если не меньше 1/10 избирателей округа не проголосовало, то было необходимо провести вторичные выборы, и только потом объявлять результаты. Поэтому мы можем с уверенностью говорить, что выборы в УС по Якутии были не завершены.

В итоге, большинство населения проголосовало за федералистов, стремившихся к увеличению для себя полномочий, и эсеров, как их союзников. Соответственно, ЯТСФ получила 43.425 голосов – 42,7%, эсеры – 32.746 голосов – 32, 2%. Однако Ксенофонтов и Панкратов уже не успеют поучаствовать в УС – к тому времени оно было уже разогнано.

Заключение

Судьба УС – один из самых интересных вопросов истории России, который часто обсуждается и в пределах нашей страны, и за рубежом. Многие историки сегодня связывают с ним надежды перехода на иной путь развития, как если бы Россия не пережила бы ужасов XX в. в Советскую эпоху. Другие порицают его, как реакционный элемент, вобравший в себя буржуазные элементы общества. Я бы не хотел судить настолько же однозначно. По-моему, в этом вопросе необходимо сконцентрироваться на ретроспективном взгляде. Я сугубо поддерживаю легитимные выборы, представляющие интересны народа, коими выборы в УС и являлись. Но необходимо отметить, что несмотря на все это, их возможности были сильно ограничены. В итоге, они не смогли организовать достаточные силы, чтобы противостоять им в Петрограде и Москве, что несомненно ставит вопросы: насколько же легальной была эта власть для населения, что не поднялось в его защиту? В истории нет сослагательного наклонения, но я считаю, что власть УС была бы шаткой, ввиду этой самой организационной слабости, в то время как России требовалась сильная рука. Национальные окраины Запада и Кавказа восстали, среди солдат распространялась деморализация, крестьяне вооружались на защиту своей земли и урожая, которые они никому не хотели отдавать. В России того периода исторически было предопределено возникновение сильной власти, т.к. сам народ нуждался в ясных лозунгах и порядке. Что во многом предопределило победу большевиков и в Октябрьской революции, и в Гражданской войне.

К вопросу об организации проведения выборов в Якутии, я считаю, что этот опыт никак нельзя забывать. Во времена СССР, этот вопрос всячески умалчивался, ввиду неудобства постановки для существующей власти. Но сейчас, с высоты XXI в. нам необходимо пересмотреть результаты произошедшего, что интересует нас, как историков, так граждан страны. Кроме закономерных выводов (победа федералистов в Якутии, слаборазвитость инфраструктуры северных районов республики), проведение выборов в Якутии таит множество интересных проблемных зон. Повышение явки голосовавших, вопрос методов голосования, организационных затрат – это то, что нас интересует до сих пор. В этом вопросе мы можем обратиться к предыдущему опыту, ведь в истории мы находим ответы на огромное количество своих вопросов. Поэтому я считаю, что освещение темы выборов в УС в Якутии требует дальнейшего изучения и планомерного раскрытия в дальнейшем.

  Литература

  1. Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели. — М.: РОССПЭН, 1997. — 368 с.
  2. Российское законодательство X-XX вв. В 9-ти томах. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. М., 1994. С. 136-184.Учредительное Собрание
  3. Вестник ЧелГУ. 1993. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchreditelnoe-sobranie (дата обращения: 20.10.2017).
  4. Сушко Алексей Владимирович. К вопросу об идеологии якутского трудового союза федералистов в 1917 г // Вестник ТГУ. 2009. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ideologii-yakutskogo-trudovogo-soyuza-federalistov-v-1917-g (дата обращения: 20.10.2017).
  5. В. Бик. Газета «Социал-демократ», орган Якутского Комитета Российской Социал-демократической партии, Якутская областная типография №7, 2 ноября 1917 г. // «Кандидат», стр.2.
  6. Н.Н. Радченко. КАК ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ В ГОРОДЕ ЯКУТСКЕ НОЯБРЬ 1917 Г. // Исторический архив. – 2017. – №5. – 131-142 стр.
  7. И. Петров. Цены и зарплаты в дореволюционной России. Отношение курса царского рубля к современному. [Электронный ресурс] // URL: zagorod.com/blog/43303934547/TSeyi/i/zarplatyi-v-dorevolutsionnoy/Rossii.-Otoshenie-kursa (дата обращения 20.10.2017)

Reference

  1. Protasov, L. G. the all-Russian Constituent Assembly: a Story of birth and death. — M.: ROSSPEN, 1997. — 368 p
  2. Russian law Xxx centuries In 9 volumes. V. 9: the legislation of the epoch of bourgeois-democratic revolution. M., 1994. S. 136-184.The Constituent Assembly
  3. Bulletin Of CSU. 1993. No. 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchreditelnoe-sobranie (date accessed: 20.10.2017).
  4. Sushko Aleksey Vladimirovich. To the question about the ideology of the Yakut labour Union of Federalists in 1917 // Vestnik TSU. 2009. No. 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ideologii-yakutskogo-trudovogo-soyuza-federalistov-v-1917-g (date accessed: 20.10.2017).
  5. V. BIK. The newspaper "Social Democrat", on the Yakut Committee of the Russian Social democratic party, the Yakutsk regional printing house No. 7, November 2, 1917 // "Candidate", p.2.
  6. N. N. Radchenko. AS the ELECTIONS were HELD for the CONSTITUENT ASSEMBLY IN the CITY of YAKUTSK NOVEMBER 1917 // Historical archive. – 2017. – №5. – 131-142 page
  7. I. Petrov. Prices and wages in pre-revolutionary Russia. The ratio of the rate of Tsar ruble to modern. [Electronic resource] // URL: zagorod.com/blog/43303934547/TSeyi/i/zarplatyi-v-dorevolutsionnoy/Rossii.-Otoshenie-kursa (accessed 20.10.2017)

Приложение

Таблица №1. Средние экономические затраты на проведение выборов в Учредительное Собрание в Якутии в 1917-18 гг.

Уровень Комиссии

Количество организаций Средние затраты, руб. 1917 г. Средние затраты, руб. 2017 г. Всего, руб. 2017 г.
Участковая избир/комиссия 127 До 150 р. 20.250 – 21.000 До 2.571.750 – 2.667.000
Уездная / Городская Комиссия 6 2.000 – 3.000 270.000 – 420.000 1.620.000 – 2.520.000
Окружная Комиссия 1 5.000 – 10.000 675.000 – 1.400.000

До 1.400.000