АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНАЯ СЕТЬ СЛОВА «VIOLENCE» (НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ)

ASSOCIATIVE-VERBAL NETWORK OF THE WORD "VIOLENCE" (ON THE MATERIAL OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT AND THE FRENCH SOCIAL ADVERTISING)

В последние годы произошел резкий подъем преступности, возросло насилие по отношению к детям, участились случаи жестокого обращения с животными, а также вырос уровень смертности от терроризма. Невозможно представить газету или программу теленовостей, где бы не было ни одного сообщения об акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво говорит о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга [1, с. 1]. Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня уделяется особое внимание изучению языкового сознания. Изучение национально-культурной специфики языкового сознания и содержания образов сознания является одной из актуальных проблем в психолингвистике. Слово VIOLENCE/НАСИЛИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ является интересом изучения многих ученых как социально-психологический феномен. Цель работы состоит в выявлении ассоциативно-вербальной сети слова VIOLENCE/НАСИЛИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ. Материалом исследования служат данные, полученные в результате проведенного свободного ассоциативного эксперимента методом письменного опроса (анкетирования) со словом – стимулом VIOLENCE, а также французская социальная реклама, направленная против жестокости и насилия в современном мире. В свободном ассоциативном эксперименте (САЭ) приняли участие 50 мужчин и 50 женщин, жители таких регионов как Ile-de-France (Иль-де-Франс), Bourgogne-Franche-Compté (Бургундия – Франш-Конте), Auvergne-Rhone-Alpes (Овернь – Рона – Альпы), Occitanie (Окситания), Provence-Alpes-Cote-D’Azur (Прованс-Альпы-Лазурный Берег). Испытуемыми являются французские студенты в возрасте от 18 до 27 лет. Методологической основой исследования послужили труды А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Е. Ф. Тарасова, Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой, Ю. Н. Караулова, В. П. Белянина и др. В работе использованы такие методы исследования, как метод свободного ассоциативного эксперимента, метод построения семантического гештальта, предложенный Ю.Н. Карауловым, описательный метод, статистический метод, сравнительно-сопоставительный метод. Первый этап работы с ассоциативным экспериментом со словом-стимулом VIOLENCE показал, что семантическая зона ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ является первой ядерной зоной в ассоциативном поле испытуемых, составляя 64% (мужчины) и 66% (женщины) от общего количества реакций. Второй ядерной зоной является зона ЧЕЛОВЕК, образуя 22% (мужчины) и 10% (женщины). У испытуемых женщин также была выявлена ядерная зона ХАРАКТЕР НАСИЛИЯ/ЖЕСТОКОСТИ (ПРИЗНАКИ), составляющая 10% от общего количества реакций. На этом этапе также проводился сопоставительный анализ с результатами исследования Русского ассоциативного словаря (далее, РАС), который показал, что у русских ядерными зонами являются зоны ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ и ХАРАКТЕР НАСИЛИЯ/ЖЕСТОКОСТИ (ПРИЗНАКИ). У французов ядерными зонами являются зоны ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ и ЧЕЛОВЕК. На втором этапе нами был проведен ассоциативный эксперимент с приложением  социальной рекламы у французских испытуемых. Для проведения данного эксперимента были использованы шесть французских рекламных афиш последних трех лет (2015-2016-2017), целью которых является пропаганда анти-насилия и анти-жестокости в обществе. Рекламный материал состоял из вербальной и рисуночной составляющих. В первом эксперименте рекламные афиши были подвергнуты изменениям в графическом редакторе Paint для предоставления испытуемым только рисуночной составляющей. Во втором эксперименте с помощью того же графического редактора Paint были предоставлены испытуемым вербальная составляющая. Таким образом, у нас получились фрагменты рекламных афиш, содержащие только вербальную или рисуночную составляющие (например, во-первых, испытуемым была предоставлена рисуночная составляющая – на рис. 1 представлен один из шести рекламных афиш, во-вторых, на рис. 2 представляем одну из шести афиш с вербальным составляющим). Подобный метод был использован А. Г. Сониным и П. Н. Махниным [2]. для исследования восприятия изобразительно-вербальных рекламных текстов. рис.1 Рисуночная составляющая рекламных афиш рис.2 Вербальная составляющая рекламных афиш Социальная реклама сегодня необходима для установления и формирования моральных ценностей в обществе. Воздействие социальной рекламы на АВС языковой личности, фиксируется в языке, но не константно и носит временный характер. Постоянное воздействие рекламы на человека приводит к запоминанию речевых оборотов, в качестве прецедентных текстов или приобретенных знаний, к изменению речевого поведения. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что рисуночные составляющие реклам вызывают у французских испытуемых больше реакций, чем вербальные составляющие. Во время этапа эксперимента с рисуночной составляющей, информанты использовали больше обсценной лексики. С помощью подобной лексики формируется определенный эмоциональный и оценочный подтекст. Таким образом, рисуночные составляющие афиш оказали более сильное психологическое воздействие на сознание французов. На наш взгляд, вербальная составляющая направляет восприятие человека, то есть, благодаря вербальной составляющей задается направление интерпретации реципиентом. Таким образом, текст направляет, сужает выбор реакции, а рисунок формирует полноценную реакцию. Во всех социальных рекламах были использованы эмоции страха, эмоции стыда, эмоции страдания, а также эмоции, вызванные угрозой потенциальной потери.   Список использованной литературы
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  • Сонин А.Г., Махнин П.Н. Экспериментальное исследование восприятия изобразительно-вербальных рекламных текстов // Вопросы психолингвистики № 2, М, 2004, С. 77-90.
References
  • Bjeron R., Richardson D. Agressija. — SPb: Piter, 2001. — 352 s: il. — (Serija «Mastera psihologii»).
  • Sonin A.G., Mahnin P.N. Jeksperimental'noe issledovanie vosprijatija izobrazitel'no-verbal'nyh reklamnyh tekstov // Voprosy psiholingvistiki № 2, M, 2004, S. 77-90.