ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Актуальность выбранной темы определяется растущим количеством девиаций среди современных подростков. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе. Знания о самом себе подросткам небезразличны и то, что в них раскрывается, оказывается основой  его более или менее устойчивого самоотношения.

Первопричиной девиантного поведения является школьная дезадаптация, педагогическая и социальная запущенность. Заика Е.В., Крейдун Н.Г., Ячина Л.С. обнаруживают у девиантных подростков изменения в особенности личности: отношение к будущему, черты характера, социальные отношения.

Формирование позитивной Я-концепции – это новообразование на ступени подросткового возраста. Сердцевиной Я-концепции является оценочный компонент, т.е. – самооценка, что является главным психологическим приобретением подросткового возраста и открытием своего внутреннего мира.

Говоря о самооценке у девиантных подростков можно отметить, что она  напрямую связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Было выявлено, что у девиантных подростков чаще всего самооценка занижена или завышена. Х. Ремшмидт выделил воздействие неблагоприятной Я-концепции.

Таким образом, подростковый возраст в целом считается кризисным, меняется отношение к себе, самооценка обычно неустойчива и неадекватна, и стабилизируется только в конце подросткового возраста.

Исследование проводилось в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Магнитогорска. В школе центра образования испытуемыми являлись девиантные подростки в возрасте    14-15 лет в количестве 18 человек. У детей имеются отклонения в поведении и проблемы в обучении. Контрольную группу составили подростки двух классов МОУ СОШ №1 в количестве 20 человек.

Для изучения основных характеристик «Я-концепции» у старших подростков с девиантным поведением использовались методика самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантилеева [1], методика личностного дифференциала [2], тест интерперсональной диагностики Т. Лири [2].

В методике В.В.Столина, С.Р.Пантилеева все шкалы показателей, за исключением шкал «ожидаемое отношение от других» и «самообвинение», у адаптивных подростков превосходят девиантных (рисунок 1). Это можно обосновать тем, что девиантные подростки имеют тенденцию к склонности прислушиваться к мнению других людей (нередко к неверному-асоциальному), и у них развито достаточно высоко чувство самообвинения, в результате чего подросток занижает свою самооценку.

 

Рисунок 1 – Гистограмма сравнения показателей по Тесту – опроснику самоотношения у девиантных и адаптивных подростков

Примечание:  Шкала S- интегральное чувство «за или против» собственно «Я».

Шкала I-самоуважение. Шкала II-аутосимпатия. Шкала III-ожидаемое отношение от других. Шкала IV-самоинтерес. Шкала 1 - самоуверенность. Шкала 2 - отношение других. Шкала 3 - самопринятие. Шкала 4-саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 - самообвинение. Шкала 6 - самоинтерес.  Шкала 7 - самопонимание.

 

С помощью методики Т. Лири изучалась самооценка личности реальная и идеальная. Одной и целей ее проведении  было выявление соответствия в группах подростков оценки идеальной и реальной.

Высокие показатели шкал у девиантных подростков характеризуются, прежде всего, тем, что данные подростки следуют принципам ассоциальности ведущим к дисфункции и социальной дезадаптации различной степени. В результате этого подросток сознательно или несознательно искажает свое «Я-реальное». Иная ситуация складывается у адаптивных подростков, которые реально оценивают свое «Я-реальное».

Исходя из математико-статистического анализа данных следует, что обозначенные различия между девиантными и адаптивными подростками значимы по шкалам «I» – властный – лидирующий, «III» – прямолинейный – агрессивный, «IV» – недоверчивый – скептический, «VI» – зависимый – послушный, «VII» – сотрудничающий – конвенциалъный, более чем на p0,01 уровне значимости (p<p0,01) т.е. адаптивные подростки адекватно оценивают себя и свою деятельность в отличии от девиантных занижающих свою саомооценку.

Значимых различий в Я-идеальном у девиантных и адаптивных подростков обнаружено не было.

Исходя из представленных данных на гистограмме рисунка 2 следует, что по всем факторам семантического дифференциала (ОСА) существует значительная разница между девиантными и адаптивными подростками. Низкие показатели у девиантных подростков объясняются тем, что они достаточно критически относятся к своей личности, ощущая малую ценность своей личности (О); им достаточно сложно самоконтролировать себя, держаться принятой линии поведения (С); во всем проявляется определенная пассивность (А).

 

Рисунок 2 - Сравнительная характеристика отношения к самому себе и к другим людям по методике «Личностный дифференциал» у девиантных и адаптивных подростков

Примечание: О - уровень самоуважения.  С - развитие волевых сторон личности. А - экстравертированность личности.

По результатам проведенного нами исследования адаптивных и девиантных подростков, мы пришли к выводу: адаптивные подростки разделяют ценности самоактуализирующейся личности, стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, стремятся к творчеству. Они хорошо осознают позитивную «Я-концепцию», которая служит источником устойчивой адекватной самооценки.

Также адаптивные подростки уверенны в себе, у них нет желания переделывать себя, они самокритичны, уверенны в том, что у них достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное, уверены, что другие в целом оценивают их достаточно высоко, для них характерно высокое самоуважение, их вполне устраивает то, какие они есть. Для адаптивных подростков характерны одобрение себя в целом, доверие к себе, позитивная самооценка.

Девиантные подростки в отличие от адаптивных очень мнительны. Они считают, что если бы была возможность вернуть прошлое, то они многое бы изменили, для них характерно неустойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, отсутствует доверие к людям, характерна лживость, озлобленность.

У девиантных подростков низкая потребность в познании, а это не характерно для самоактуализирующейся личности, они не уверены в себе, не доверяют окружающему миру, ориентируются не мнение окружающих.

Также девиантные подростки не умеют устанавливать прочных и доброжелательных отношений с окружающими, не имеют способности к самораскрытию, часто прибегают к фальши, не уверены, что интересны собеседнику.

У девиантных подростков низкая самооценка, готовность к самообвинению, часто бывают такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров, они способны видеть свои недостатки, бывает, что они ненавидят сами себя.

Девиантные подростки считают, что посторонние люди на первый взгляд находит в них много отталкивающего, не уверены, что их можно любить по-настоящему.

Список использованных источников 

  1. Крылов, А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учеб. для вузов /А.А. Крылов. – М.: Палитра, 2016. – 243 с.
  2. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.- 382 с.