ПОКАЗАТЕЛИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТРАНСПОРТЕ

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – ситуации чрезвычайного характера, возникающие на определенной территории в результате нарушения технологического процесса, действий антропогенного характера и иного воздействия производственной (бытовой) среды.

Основной показатель возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются аварии на транспорте (дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, воздушных судов и т.д.). Таким образом, на территории Российской Федерации за последние 5 лет произошло 913 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их них 40 – аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена, 12 – аварии грузовых и пассажирских судов, 151 – авиационные катастрофы, 494 – ДТП с тяжкими последствиями, 23 - аварии на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах и магистральных газопроводах, 19 – взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, 67 – взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, 18 – внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород, 19 – обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, 15 – аварии на электроэнергетических системах, 31 – аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, 10 – аварии на тепловых сетях в холодное время года, 12 – аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ, 2 - гидродинамические аварии. Проведем анализ данных показателей с учетом их изменений, данные представим в таблице 1.4. и на рисунке 1.11. [7, 8, 9, 10, 11, 12]

Таблица 1.4 – Показатели чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Российской Федерации

№ п/п

Виды аварий

2016

2017

2018

2019

2020

1.       

Аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена

7

11

4

10

8

2.       

Аварии грузовых и пассажирских судов

2

2

3

3

2

3.       

Авиационные катастрофы

39

23

33

28

28

4.       

ДТП с тяжкими последствиями

90

108

95

119

82

5.       

Аварии на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах и магистральных газопроводах

5

1

8

4

5

6.       

Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов

5

0

4

5

5

7.       

Взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения

11

18

16

11

11

8.       

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород

3

1

8

3

3

9.       

Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения

4

5

2

5

3

10.   

Аварии на электроэнергетических системах

1

2

4

5

3

11.   

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

7

2

7

3

12

12.   

Аварии на тепловых сетях в холодное время года

4

1

2

3

0

13.   

Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

0

2

3

2

5

14.   

Гидродинамические аварии

0

0

1

1

0

 http://meridian-journal.ru/uploads/2021/12/5360-2.PNG

Рисунок 1.11 – Показатели изменения ЧС на территории Российской Федерации за период 2016-2020 гг.

 

Проведенный анализ возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера за период 2016 – 2020 гг. показал, что наибольшая частота их возникновения приходится на дорожно-транспортные происшествия, авиационные катастрофы и взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Как показывают статистические данные, наиболее частой причиной возникновения чрезвычайной ситуации является дорожно-транспортное происшествие, не исключено и возникновения такого рода происшествия, с участием транспортного средства, осуществляющего транспортировку опасного вещества в герметичной емкости, разрушение которой может привести к масштабной катастрофе. Своевременное реагирование экстренных служб, аварийно-спасательных подразделений, подразделений, осуществляющих ликвидацию аварии с участием опасных веществ, способствует снижению риска развития аварии, снижению ущерба экономики и экологии, а также повышает время на проведения мероприятий по защите жизни и здоровья людей.

На территории Омской области расположено значительное количество потенциально опасных производственных объектов (порядка 44 объектов с I по V классов опасности), на которых хранятся, обращаются опасные химические вещества и горючие жидкости (ЛВЖ, ГЖ), доставка и транспортировка которых осуществляется с использованием автомобильных средств. С целью мониторинга возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера с участием транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного вещества возможно использование системы ГЛОНАСС совместно с датчиком удара и выводом всей информации на единую систему «112» и центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Омской области (далее – ЦУКС). В случае возникновения аварии, информация в оперативном режиме поступает в ЦУКС, ведомства и организации, привлечение которых необходимо для ликвидации возникшей аварийной ситуации.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций в работе оперативных служб занимает важное значение. Одну из основных проблем в сфере мониторинга представляют кризисные ситуации техногенного характера, о которых не всегда своевременно становится известно, такие как дорожно-транспортные происшествия. Наихудшую ситуацию представляют дорожно-транспортные происшествия, произошедшие с участием автомобилей, перевозящих опасные грузы (ЛВЖ, ГЖ, радиационные, химические и т.д.).

Для мониторинга наихудшего сценария события предлагается использовать систему ГЛОНАСС совместно с датчиком удара, установленных на автомобилях с опасными грузами и выводом всей информации на единую систему «112» и центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Омской области. В таком случае, при возникновении аварии информация, без посредников, поступает оперативным работникам, которые привлекает свои подразделения и информирует о привлечении других необходимых служб.

  1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019, 344 с.
  2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 г.: государственный доклад. – М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. – 259 с.
  3. Постановление Правительства Омской области от 15.11.2006 года №144-п «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области».
  4. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obzh.ru/pre/4-1.html.