СИМУЛЯТИВНЫЕ ВИДЫ УСПЕХА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В эпоху after-postmodernism успех входит в ценностную шкалу личности. Он подчиняет себе окружающую реальность, определяя поведение человека. Современные люди стремятся к успеху, но его достижение связано с различными проблемами. И в первую очередь – технологии достижения успеха как максимального совпадения цели и результата. При этом успех в современности может носить и симулятивную форму, являясь при этом нормой и образцом для подражания.

Сегодня успех становится объектом тиражирования. С одной стороны, «общество, основанное на знаниях, означает такой тип общества, который необходим для того, чтобы быть конкурентоспособным и добиваться успеха в изменяющейся экономической и политической динамике современного мира» [6]. Но с другой стороны, многое внедряемое с помощью информационно-коммуникативных технологий обладает негативными чертами. Согласимся с Е.Л. Яковлевой, утверждающей, что «в современности весь культурный континуум во главе с человеком технологизируется, а у культурных феноменов появляются хорошо разработанные технологии создания и распространения».

Эпатаж и гламур как симулятивные способы достижения успеха

Одним из способов самовыражения достижения успеха можно назвать эпатаж. Человек посредством эпатажа осуществляет попытку «выказать единичный след нашего бытия – вместе», где «он – герой своего собственного рассказа и они все по очереди – герои его рассказа, наделенные правом слушать и обязанные его запомнить» [Нанси, 2011, 83]. Эпатаж можно назвать трансгрессивным шагом, который разрывает границы дозволенного. Эпатажный человек претендует на сенсацию, а значит известность, славу. Целью эпатажного человека является успех посредством привлечения внимания к собственному Я. Эпатаж выражает эмоциональную страстность натуры, но «эмоциональный элемент, придающий навязчивую ценность общественному существованию, есть смерть» [там же, 73]. Мода на эпатаж является современной тенденцией.

При этом надо отметить, что мода бесконечно повторяется, возвращаясь к «уже бывшему». Модные тенденции проявляются во всем облике уже-сделанноговымышленного-образа, конструируя его имидж: он делает видимым/невидимым то, что необходимо показать/спрятать. В имидже все подогнано под модные тенденции. Цель имиджа – успех, связанный с привлечением внимания, пониманием «метафизики абсолютного для-себя» (Ж.-Л. Нанси). Имидж может подстраиваться под различные ситуации. Не случайно к нему применимы такие технологии как дигитальные, благодаря которым он создается, контролируется либо стирается. Я в социальных средах проявляет свободу в выборе своего образа и социального положения, используя при этом воображение и фантазию. Внешность реального человека преобразуется до неузнаваемости и может иметь множество Я, зависящих от настроения, спецификаций контактов. Но надо отметить, что дигитальное Я растворено в виртуальном пространстве, что свидетельствует о разрыве виртуального и реального, а значит, ведет к аномичности складывающейся ситуации.

То есть уже-сделанный-вымышленный-образ становится персонажем, как с положительными, так и отрицательными качествами. Благодаря средствам массовой информации эпатажные спектакли становятся достоянием широких масс, активно обсуждаются и не подвергаются никакому сомнению. Уже сделанный-вымышленный-образ внедряется в сознание человека, заполняя его внутренний мир, и происходит подмена думающего человека думающим образом. В результате внедрения симулятивно-имморальной информации начинает происходить трансформация образа жизни людей и их мировоззрения. Выказывания бытия-для-иного поддерживается и пространством гламура. Гламур – переплетение реального и вымышленного, с перевесом фантазийного. Гламур воздействует не только на внешний вид человека, но и на его мысли и чувства. Вследствие этого гламур можно назвать «состоянием души». Сегодня, благодаря тиражированию в средствах массовой информации, люди уходят от реальной жизни в атмосферу сказочного финала «happy end», надеясь на удачу, которая, как в сказке, «нежданно-негаданно», ворвется в их жизнь. В современном мире гламур выступает как симулякр успеха, заставляя жить по своим законам красоты и моды. Большинство гламурно-успешных людей сегодня есть пустота, рожденные из Ничто, ни сделав ничего выдающегося, они олицетворяют скандал. Именно такие люди, попав в фокус средств массовой информации, становятся «иконой стиля». Человек тиражирует себя, используя рекурсивные принципы (история-в-истории-в-истории и т. д.) [Зайченко, Яковлева, 2013, 60]. Чем больше цикличности, тем меньше вероятность того, что все эти истории имели место быть в действительности. Подобная нарративность выказывает человека, являющего жизнь напоказ, бытие-для-других. В связи с этим происходит скрывание себейности. В бытие-для-других человек конструирует Ничто. Его показная Другость в бытии-для-других оказывается симулякром.

Художник Дмитрий Шагин считает гламур не просто определенным смыслом жизни, а эстетикой и идеологией современности, в которой происходит легитимизация упрощенного понимания красоты, отвлекающего людей от «наслаждения истинно прекрасным». Надо отметить, что гламурный успех поверхностен, потому что гламур подразумевает отсутствие интеллекта.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в современном мире технологии достижения успеха являются симулятивными. Не последнюю роль в этом играют информационно-коммуникативные технологии. Эпатаж играет не последнюю роль в бытии культуры, в котором различимы отрицательные и положительные импульсы. С одной стороны, эпатаж есть толчок для развития нового. Но с другой стороны, в современности он паразитирует на духовной пустоте и имморализме. В современном мире эпатаж становится все более привычным явлением. Эпатажно-симулятивное Я вовлекает в сферу своего влияния множество людей, начиная манипулировать ими. В погоне за успехом человек забывает о нравственном компоненте бытия, выходит за рамки дозволенного, поддерживает свой имидж скандалом, наглостью, аморальным поведением. В мире гламура человек для поддержания интереса к себе создает рекурсивный перечень самого себя, «самое себя» (А.Ф. Лосев). В итоге происходит искажение и обеднение массового сознания, следующего в своих проявлениях за симулятивными штампами людей кажимости успеха.

Список литературы:

  1. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 6.
  2. Дубских А.И. Концептуальные основания изучения феномена эпатажа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С. 34-36.
  3. Зайченко М.А., Яковлева Е.Л. Рекурсивная форма движения и ее проявления в культуре // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. № 1. С. 57-66.
  4. Зверева В.В. Гламур в современной российской культуре // Пути России: культура – общество – человек. Международный симпозиум. 2008. С. 128-138.
  5. Маслянка Ю.В. Смысловой кризис современности и философия постмодернизма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 51-59.
  6. Мединский В. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 608 с.
  7. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2011. С. 208.
  8. Рябова М.Ю. Гламур как культурный концепт и философия повседневности// Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2-1 (58). С. 215-220