ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

По результатам многочисленных исследований (Григорян О.О., Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг. М.М. и др) установлено, что коррекционная работа по развитию диалогической речи у детей с расстройствами аутистического спектра должна строиться в несколько этапов:

- исследование уровней сформированности диалогической речи;

- планирование коррекционной работы по результатам исследования уровней сформированности диалогической речи;

- непосредственная реализация планирования  работы по развитию диалогической речи;

- оценочный этап [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что на начальном и завершающем этапе используются методы диагностического изучения уровней сформированности диалогической речи у детей с РАС. На начальном этапе методы диагностического изучения применяются для планирования дальнейшей коррекционной работы с ребенком, на завершающем этапе данные методы позволяют оценить эффективность организованной коррекционной работы [3].

В рамках данного исследования мы опишем программу диагностического исследования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Диагностическое исследование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра согласно нашему плану имеет следующую структуру:

-  анализ анамнестических данных;

- исследование понимания словесных единиц (адаптированная методика Чиркина Г. В.);

- исследование уровня развития диалогической речи (адаптированная методика Глухова В.П).

На первом этапе производится анализ анамнестических данных. В ходе данного анализа изучается следующая документация:

- история родов;

- медицинские заключения;

- заключения психолога;

- заключения дефектолога;

- заключения ПМПК.

По результатам анализа формируется таблица из пяти колонок, в которую вносятся все полученные сведения.

На втором этапе диагностического исследования уровней сформированности диалогической речи необходимо организовать исследование понимания словесных единиц. Мастюкова Е.М. отмечала, что для планирования коррекционной работы по развитию диалогической речи важен учет понимания и осознания ребенком всех словесных единиц, которые используются ребенком в речи и которые педагог планирует использовать в коррекционной работе, это также позволит специалисту исключить эхолалии в речи и включить в план работы занятия по развитию понимания речи, вербальной памяти и словаря [1].

Для исследования понимания словесных единиц детьми старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра используется методика Чиркиной Г. В.. В данной методике исследуется понимание:

- существительных;

- существительных схожих по звучанию;

- глаголов.

Специалисту при исследовании следует уделить особое внимание изучению понимания глаголов, так как большинство инструкций при обозначении заданий в коррекционной работе имеют структуру: существительное + глагол. Как правило, глагол используется в повелительном наклонении, поэтому на это также следует обратить внимание  и отметить в протоколе понимание ребенком глаголов настоящего времени и повелительного наклонения.

В завершающей части диагностического исследования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра производится само непосредственное изучение диалогической речи с помощью методики Глухова В.П. Данная методика предлагает оценку диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в следующих условиях:

- игровая деятельность;

- обиходно-бытовая деятельность;

- учебная деятельность.

Основное внимание при наблюдении обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. 

Во второй части методики в целях комплексного исследования диалогической речи детей используется серия заданий, которая включает: 

- составление фразы по отдельным ситуационным картинкам;

- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста;

- составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

- сочинение рассказа на основе личного опыта;

- составление рассказа-описания.

В ходе данного исследования производится комплексное изучение диалогической речи. В ходе наблюдений изучаются и фиксируются особенности коммуникации каждого ребенка со сверстниками, с воспитателями, анализируется поведение ребенка, его способность и желание вступать в контакт, коммуникативные навыки.

В ходе второй части исследования формируются данные ребенка о способности составлять фразы и предложения, фиксируются данные о грамматическом построении речевого высказывания (согласование в роде, числе, падеже). Оцениваются умения ребенка составлять описательный сюжетный рассказ с помощью серии картинок[5].

Особое внимание следует уделить оценке умений ребенка составить самостоятельно рассказ из личного опыта, так как это является важным компонентом социализации и в целом успешности коммуникации ребенка в обществе в дальнейшем. Для успешной жизни  в обществе ребенок должен помнить вой личный социальный опыт. Также при следовании данного рассказа рекомендуется обращать внимание на то, умеет ли ребенок по результатам своих рассказов приходить к выводу, формировать умозаключения, отвечать на уточняющие вопросы диагноста в ходе самого рассказа и по его завершению [6].

Результаты по данному исследованию вносятся в протокол, представленный в исследованиях Глухова В. П.

Оценка второго и третьего этапа программы диагностического исследования производится по уровням (высокий, средний, низкий). В результате реализации всех этапов диагностического исследования у исследователя сформируется на каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра следующие данные:

- анамнестические данные ребенка;

- уровень понимания словесных единиц;

- уровень развития диалогической речи.

Таким образом, обозначенные выше данные позволят специалисту составить комплексное планирование коррекционной работы по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Применение повторно второго и третьего этапов программы может выступать в качестве оценки эффективности реализации планирования коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Лебединская, К.С. диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления/ К.С. Лебединская, О.С.Никольская.-М.: Просвещение. – 450 с.
  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова.-М.:ВЛАДОС, 1997.-С.298-300.
  3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская М.М. Либлинг.-3-е изд..- М.: Теревинф, 2005.-С.150-205.
  4. Никольская, О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения/ О.С. Никольская // Дефектология.-2007.-№1.-С.12-26.
  5. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2018. – 560 с.
  6. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2018. – 560 с.