ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО И ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

MODULAR AND PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGIES IN TEACHING HISTORY

Преподавание истории на современном этапе требует серьезного пересмотра существующей традиционной системы обучения. Необходимо проанализировать и выбрать наиболее эффективные методики преподавания истории.

Для проведения более емкого учебного процесса, учителю следует уделять внимание не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учениками. Одним из наиболее эффективных методов является технология модульного обучения.

Рассмотрим модуль как программную единицу, представляющую собой определенный период обучения, при котором большие курсы могут делиться на дидактически упорядоченные части.

Модули подразделяются по следующим принципам:

- проблемный

- хронологический

- проблемно-хронологический

Принцип модульности предполагает построение учебной программы по теме в виде набора блоков - модулей. Внутри каждого из них материал организован в виде системы взаимозаменяемых учебных элементов.

Использование понятий и проблемных вопросов помогает ученикам понять ход исторических процессов. Формирование базовых знаний и навыков, сформированных в процессе познания, определяют ожидаемый результат обучения, а также дают направление дальнейшей работы, как учителю, так и ученику.

Таким образом,  модульное обучение истории основывается не только на содержательном аспекте, но и на личностно-деятельном подходе. Процесс познания становится для учеников источником знаний необходимых для решений той или иной задачи. Поэтому важным аспектом модульного обучения являются внутреннее структурирование содержания модуля.

Необходимо уделять пристальное внимание построению структурных компонентов предметного модуля, ведь это необходимо для продуктивной работы в классе и для самостоятельной деятельности ученика, которая является ключевым компонентом модульного обучения.

При усвоении материала часто используется характерный для истории принцип от частного к общему. Однако все чаще появляются модули с использование принципа от общего к частному.

 Любая сложная система не состоит из элементов, но по мере развития она дифференцируется, делится на отдельные блоки, так и процесс обучение может переходить от абстрактного к конкретному и от целого к частям.

При применении дедуктивного метода следует разделить учебный процесс на следующие этапы: мотивирование учащихся, усвоение учебного материала, его отработка, характеристика усвоения материала  [1].

Модульное обучение привносит ряд улучшений в образовательный процесс. Оно дает ученикам возможность работать в удобном для себя темпе, позволяет эффективно проводить работы в парах и группах, вводить практику делового общения обучающихся. Помимо этого, при модульном обучении  часто используются «мягкие» формы контролирования процесса усвоения обучающимися учебного материала [2].

 Главными особенностям модульного обучения являются:

  1. структуризацию содержания обучения;
  2. динамичность;
  3. деятельность;
  4. гибкость;
  5. осознанную перспективу;
  6. разносторонность методического консультирования;
  7. паритетность [3].

Модульная программа – программа деятельности учащегося по изучению определенной темы. Она составляется учителем. В модульной программе  определяются главные направления образовательного процесса и последовательность изучения каждой темы.

Модульный урок является одним их важнейших компонентов модульной программы. Составляя модульный урок, стоит понимать, что продолжаться он должен не менее двух академических часов.

Подводя итог, в процессе модульного обучения происходить активное формирование и развитие методов учебной деятельности. Учебное содержание при этом становится средством достижения целей этого важного процесса.

Одной из главных задач модульной технологии обучения является развитие в ученике внутренней мотивации к обучению.

Помимо модульной обучения, одной из ведущих технологий в процессе преподавания истории является технология проблемного обучения.

Проблемное обучение - это система использования проблемных методов обучения, направленная на активную работу обучающегося в их решении.

Целью проблемного обучения является усвоение учеником не только результатов разрешения проблемы, но и процесса, при котором были получены данные выводы. Проблемное обучение  предполагает развитие в ученике индивидуальных способностей к обучению [4].

Так, при проблемном обучении школьник может сформировать в себе следующие умения:

  1. Опознать проблему, установить главные цели работы.
  2. Самостоятельный поиск историографического материала.
  3. Поиск, анализирование и сопоставление разных взглядов на решение проблемы.
  4. Составление собственного мнения по представленной проблеме.

Проблемное обучение построено на взаимосвязи самостоятельной работы школьника с усвоением им заранее предложенных исторических фактов [5].

Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок.

Проблемная задача требует от ученика самостоятельного поиска путей ее решения. Проблемная задача состоит из трех составляющих: данные (условия), требование и искомое (неизвестное) [6].

Проблемный вопрос может выполнять функции проблемной задачи, если он направлен на решение противоречивой ситуации и наталкивает на изучение нового материала.

Уровень проблемного обучения определяется сложностью проблемных ситуаций. Самостоятельная работа ученика может быть построена и на достаточно простой проблеме. Из этого следует, что в определении градации уровней, сложность проблемы не играет важной роли.

Проблемная ситуация является важным инструментом в сфере активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация возникает чаще всего тогда, когда существует несколько способов решения в условиях ограниченной информации.

Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает следующие этапы:

  1. возникновение проблемной ситуации,
  2. осознание сущности затруднения и постановки проблемы,
  3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  4. доказательство гипотезы,
  5. проверка правильности решения. [7]

При объяснении нового материала используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая беседа.

При использовании проблемного изложения учитель сам ставит и решает проблему. Однако при этом он не просто выдает готовый материал, а показывает ход своих мыслей, подсказывает ученикам возможные пути решения проблемы. Благодаря этому ученики получают навыки в сфере логического рассуждения. Проблемное изложение используют, когда материал является слишком сложным или новым для того, чтобы организовать поисковую беседу.

При использовании поисковой беседы учитель использует перечень заранее подготовленных вопросов, направленных на активную деятельность учащихся при усвоении материала. Данный метод может применяться тогда, когда ученики имеют перечень необходимых данных для выполнения поставленных задач, решения проблемных вопросов.

Подводя итог, стоит сказать, что эффективность проблемного метода во многом зависит от желания и интереса педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.

Проблемное обучение направлено на развитие творческой деятельности учеников. Оно характеризуется большой долей интенсивности, что влияет на развитие самостоятельности школьников [8].  В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.

 

 

Список литературы:

  1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. С. 84.
  2. Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. // Под ред. Третьякова П.И. // Новая школа. М., 2001.
  3. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность и технология //Биология в школе. 1994. № 5. с.24-26.
  4. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. 1972 . с.365
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. с.257.
  6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школы № 4. М., 1984. с. 24-32.
  7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. с. 350
  8. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Педагогика и психология. 1991. .№ 4. с. 20-21.