АТАВИЗМЫ И РУДИМЕНТЫ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАШЕГО РОДСТВА С ЖИВОТНЫМ МИРОМ

В современном научном мире в целом утвердилась теория эволюции. Она утверждает, что разные виды происходили друг от друга, аналогично тому, как особи каждого вида возникали от своих предков, чтобы дать начало потомкам. А раз виды суть чьи-то потомки и одновременно предки неких будущих видов, можно предположить, что многие виды имеют не только полезные, но и абсолютно не нужные, а порой и вредные черты.

Убедительными доказательствами процесса эволюции являются рудименты (от лат. рудиментум – зачаток) и атавизмы (от лат. атавус – пре­док) – недоразвитые органы или структуры тела, утратившие своё функциональное значение. Отличие рудиментарных органов от атавизмов заключается в том, что первые встречаются у всех особей данного вида без исключения, тогда как вторые – у единич­ных экземпляров. Типичными примерами рудимен­тарных органов животных являются редукция таза у китообразных или крыльев у нелетающей птицы киви, живущей в Новой Зеландии [1].

В некоторых случаях у всех или у отдельных особей вида имеются необычные и даже вычурные предковые черты. Это напоминает ситуацию, когда людям, у которых в роду были чернокожие, свойственна внешность именно такая, как у чистокровных жителей Чёрной Африки, хотя их родители-мулаты лишь немного смуглокожие. Или, к примеру, когда некоторые котята из помётов беспородных родителей выглядят точь-в-точь как чистопородные «сиамцы», которые были в роду когда-то, несколько поколений назад. То, о чем сейчас вели речь, – излюбленное доказательство эволюции у всех сторонников этой стройной теории, поскольку только преемственностью видовых «поколений» можно объяснить аналог «возвращения» черт предков спустя несколько поколений у особей данного вида.

Здесь и видна чёткая разница между рудиментами и атавизмами. Если первые присутствуют у вида в целом, то вторые свойственны только отдельным особям. Атавизмы, с точки зрения генетики, – мутации. Рудименты же – «нормальное» явление, часть генетически закреплённой индивидуальности вида. Рассмотрим эти понятия на «этнографическом» примере, как у нас выше. «Атавизмом» мы можем считать появление в семье мулатов ребёнка, «уродившегося в чернокожего прапрадедушку» [2]. Пример же «рудимента» в таком контексте привести сложнее. Даже в среде профессиональных антропологов нет однозначного мнения, считать ли расовые признаки (цвет кожи, разрез глаз и т.д.) свидетельством приспособленности предков к среде сотни поколений назад. Но ради наглядности в нашей статье будем считать чёрную кожу афроамериканцев «рудиментом» чёрной кожи их насильно увезённых из Африки пращуров-рабов. А эпикантус (складки в углу глаз) народов Крайнего Севера – «рудиментом» защищённых от солнца и пыли глаз монголоидных кочевников, пришедших в тундру из Центральной Азии [3].

 

К рудиментарным органам человека относятся следующие: мышцы, двигающие ушные раковины; зубы мудрости (по два на каждой челюсти – крайние справа и крайние слева); червеобразный отросток слепой кишки, более известный как аппендикс; копчик; а также кадык (который встречается только у мужчин – у женщин на этом месте гортани лишь может быть слаборазвитый выступ). Интересны так называемые полулунные складки: эти полупрозрачные листки слизистой оболочки глаза находятся непосредственно во внутреннем углу глаз и плохо заметны [5].

 

Атавизмов же описано великое множество.  Но эта тема достаточно грустная: людям не приносит удовольствия возможность шокировать окружающих, а убрать «доставшиеся в наследство от далёких предков» вычурные образования не всегда возможно. Чаще всего среди атавизмов встречается повышенное оволосение всего тела, многососковость, хвост и свищи на шее. Если с первыми тремя досадными «шутками природы» всё интуитивно ясно, то последнее явление требует пояснения. У некоторых людей на шее, с обеих сторон под нижней челюстью, присутствуют как бы свищи, уходящие настолько глубоко в ткани, что можно просунуть палец на всю длину. Заканчиваются они слепо. Не кровоточат, лишь изредка источают слизь. Считается, что этот атавизм (в отличие от всех прочих перечисленных здесь) достался нам не от млекопитающих, а от животных, стоящих на гораздо более низкой ступени эволюции: от примитивных хордовых, имеющих жабры. Явление, когда жабры не заросли, и лежит в основе шейного свища [4].

 

Ушные мышцы служили для фиксации источника звука, но сегодня только отдельные люди могут шевелить ушами, делая это исключительно с комической целью. Копчик – рудимент хвоста. Зубы мудрости вырастают последними, порой годам к 30-ти.  Рентгеновские снимки могут свидетельствовать об их полной сформированности, но некоторым людям так и не доведется увидеть свои зубы мудрости: те скрыты в десне. Очевидно, самые древние люди, мягко говоря, были не избалованы мягкой и жидкой пищей. Отросток спереди гортани – рудимент резонаторов голоса самцов приматов. Третье веко почти исчезло у человека, но присутствует у многих животных, в т.ч. и у примата – полуобезьяны потто из Западной Африки. Оно, в отличие от верхнего и нижнего век, очищает глаз не сверху вниз, а от переносицы к периферии. Аппендикс не несёт пищеварительной функции, но, по-видимому, задействован в иммунитете.

 

Важно заметить, что наличие рудиментарных органов — это ничто иное, как подтверждение теории Ламарка об упражне­нии органов и наследовании приобретённых при жизни свойств. Действительно, если организм перестаёт использовать какую-то часть своего тела, то в ряду поколений она постепенно утрачива­ется. Современная генетика даёт следующее объяснение этому интересному эволюционному феномену. Оказывается, в генах, отвечающих за развитие неработающего органа, накапливают­ся рецессивные мутации, что приводит к его недоразвитию. Если же без активной работы органа жизнедеятельность невозможна, то особи с любыми мутациями в этих генах будут иметь низкую приспособленность и соответственно отсекаться естественным отбором. В результате мутации генов, отвечающих за развитие жизненно важных органов, не накапливаются [7].

Таким образом, именно рудименты показывают сходство между современным человеком и далеким предком, а также служат доказательством существования естественного отбора, ведь ненужные человеческие органы исчезают в процессе эволюции, а рудимент – исключение из правила. Рассмотрим подробно каждую из этих частей тела.

Подводя итог всему выше сказанному, отметим, как рудименты, так и атавизмы (в случае человека надо прибавить: в особенности атавизмы) являются довольно вредными признаками. Нечто лишнее в организме – всегда проблема: неудобно, требует дополнительных ресурсов, подвержено болезням и т.п. Однако рудиментарные органы хотя бы выполняют некоторые функции (но никогда эти функции не являются жизненно важными и обязательно они отличаются от первоначальных, предковых). Атавизмы откровенно вредны и даже курьёзны; практически всегда пострадавший человек мечтает от них избавиться.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Антонович, М. А. Чарльз Дарвин и его теория / М. А. Антонович // Антонович, М. А. Избранные философские сочинения / М. А. Антонович ; под ред. В. С. Кружкова. - Москва : Госполитиздат, 1945. - С. 313-360.
  2. Вольтман, Л. Политическая антропология : Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов / Людвиг Вольтман. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Белые альвы, 2000. - 440, [8] с. - (Библиотека расовой мысли). - ISBN 5-7619-0107-2.
  3. Воробьев, Р. И. Эволюционное учение вчера, сегодня и... : книга для учащихся / Р. И. Воробьев. - Москва : Просвещение : АО «Учебная литература», 1995. - 206 с. : ил. - ISBN 5-09-004391-4.
  4. Идея эволюции в биологии и культуре / отв. ред.: О. Е. Баксанский, И. К. Лисеев. - Москва : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. - 639, [1] с. : ил. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-88373-258-5.
  5. Лавуазье, Ф. Л. Чарлз Дарвин ; Карл Бэр : биографические повествования / Фарадей. Лайель Лавуазье. - Челябинск : Урал LTD, 1998. - 412, [4] с. - (Жизнь замечательных людей : биогр. б-ка Ф. Павленкова : 1890-1915 ; т. 30). - ISBN 5- 88294-087-7.
  6. Создатели современного эволюционного синтеза : коллективная монография / отв. ред.-сост. Э. И. Колчинский ; редкол.: С. И. Зенкевич (ред.) [и др.]. - СанктПетербург : Нестор-История, 2012. - 992, [4] с. : портр. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-90598-642-0.
  7. Яхья, Х. Обман эволюции : научный крах теории эволюции и ее идеологическая подоплека / Харун Яхья. - [Б. м.] : OKUR, [б. г.]. - 208 c. - Библиогр.