ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ СЕТЕВОМ РИТЕЙЛЕ

Развитие торговли в нашей стране привело к тому, что наиболее успешные торговые компании, накопив достаточно финансовых ресурсов, стали организовывать розничные торговые сети. Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из быстрорастущих отраслей отечественной экономики. Однако с развитием и укреплением розничных торговых сетей ужесточается и конкуренция между ними.

Важнейшим фактором конкурентоспособности розничной торговой сети становится эффективно организованная рекламно-информационная деятельность. Рекламно-информационная деятельность – это такая форма массовой коммуникации, при которой создаются и распространяются сообщения однонаправленного и неличного характера о товарах, услугах или идеях, оказывающих психологическое воздействие на массовое и индивидуальное сознание потребителей с целью побудить их к нужным потребительским выборам и поступкам. Так, цель рекламно-информационной деятельности заключается в выполнении ее основного принципа – передачи информации в нужном месте и в нужное время. Только в этом случае она достигает своей цели и будет считаться эффективной [4]. 

 Рекламная деятельность включает в себя следующие направления:

  1. Разработка рекламной стратегии и рекламной политики,
  2. Разработка рекламных кампаний,
  3. Организация и координирование выполнения планов и графиков рекламных мероприятий,
  4. Исследование рынка рекламы,
  5. Определение эффективности средств рекламы и рекламных кампаний.

Для полного понимания сути данного явления рекламно-информационную деятельность необходимо рассмотреть и проанализировать с различных сторон: с психологической, экономической, социокультурной и философской.

С точки зрения психологии, рекламно-информационная деятельность представляет собой особый вид деятельности человека, группы лиц или организаций, основная цель которых состоит в придании особой ценностной значимости неким объектам или информации по сравнению с аналогичными.

С точки зрения экономики, рекламно-информационная деятельность – это вид бизнеса, целью которого является разработка и производство различных видов рекламной продукции, которая продается и покупается, как и любой другой товар или услуга. В этом смысле работа рекламных агентств – основных субъектов по производству рекламных продуктов – ничем не отличается от деятельности компаний по выпуску продовольственных товаров, оказывающих медицинские услуги и т. д.

В социокультурных и философских исследованиях рекламная деятельность описана как фундамент создания новых форм культурной среды, социального мифотворчества, формирования системы норм и ценностей.

В современных реалиях четко продуманная и грамотно реализованная рекламная деятельность сетевого торгового предприятия – это основа, благодаря которой торговая сеть будет наращивать лояльную аудиторию и повышать узнаваемость бренда.

По типу реализуемого ассортимента все торговые предприятия можно разделить на универсальные и специализированные. Товарный ассортимент универсального ритейла включает большое число различных групп продовольственных и (или) непродовольственных товаров. Согласно определению, специализированные же магазины работают с одной товарной группой или ее частью. Зачастую товарооборот от товаров основного ассортимента составляет в таких магазинах 80%. Основная отличительная особенность специализированных магазинов – это насыщенность и глубина ассортимента, а также оказание качественного и профессионального сервиса при выборе товара, ведь торговые представители и консультанты должны обладать гораздо большими знаниями о товаре [3]. Однако исследователи отмечают у специализированных магазинов один существенный недостаток –  при специализации ограничивается комплексность покупки, что нередко создает неудобства покупателям, вызывая необходимость посещать несколько магазинов.

Безусловно, процесс планирования рекламно-информационной деятельности, выбор рекламных каналов и дифференциация целевой аудитории для универсального и специализированного ритейла будет существенно отличаться.

Рекламно-информационная деятельность в специализированном ритейле включает в себя все инструменты и методы, информирующие об ассортиментном разнообразии, ценовой политике, преимуществах сети и т.д., а также способные стимулировать покупателя к приобретению товаров. При организации рекламно-информационной деятельности предприятия специализированного ритейла зачастую используют следующие инструменты:

  • рекламные инструменты, в числе которых: наружная реклама, реклама в СМИ, реклама на радио и ТВ, реклама в интернете и т.д.);
  • PR-инструменты, в числе которых: выставки, фестивали, ярмарки, культурно-просветительские и светские мероприятия и т.д.);
  • инструменты личных продаж;
  • методы стимулирования продаж.

Однако все же организация рекламно-информационной деятельности для специализированных магазинов тесно связана не только с необходимостью информировать о товарном разнообразии и ценовой политике ритейла, но и с тем, чтобы активно заниматься продвижением и позиционированием реализуемого товара, где основной акцент делает именно на имиджевую составляющую [2]. Более того, как отмечалось ранее, в сегменте специализированного ритейла одним из ключевых факторов успешного продвижения специализированного товара является сервис и личные продажи. Клиенториентированность и статус эксперта являются определяющими характеристиками при позиционировании специализированной сети. Необходимо подчеркивать данные характеристики торгового предприятия, в том числе при выстраивании коммуникаций бренда специализированных магазинов с потребителем.

Таким образом, при планировании рекламно-информационной деятельности специализированных магазинов, реализующих определённую категорию товаров, необходимо учитывать следующие особенности:

  • Ориентация на узкий сегмент аудитории, которой может быть интересен специализированный продукт;
  • Преобладающий характер имиджевой рекламы для четкого позиционирования бренда и формирования статуса эксперта;
  • Отказ от эмоций в рекламных коммуникациях бренда с потребителем в пользу качества, конкретных преимуществ и т.д.
  • Стремление к формированию профессионального комьюнити вокруг бренда торгового предприятия.

  

Список использованных источников:

  1. Алтухов П.Л. Теоретические аспекты развития розничных торговых сетей на продовольственном рынке / П.Л. Алтухов // Вестник Прикамского социального института. – 2020. - №3. – С.11.
  2. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России: Монография / Ю.К. Баженов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 239 с.
  3. Захарова Ж.Ж. Розничная торговля в России: проблемы и тенденции развития / Ж.Ж. Захарова // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 3 (9). – С.48–51.
  4. Красильников А.Б. Развитие маркетинга в торговом деле на примере розничных торговых сетей / А.Б. Красильников, В.Н. Кузьменкова // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 2 (54). – С.202–205.