ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривая тему про дисциплинарную ответственность гражданских государственных служащих невозможно не согласиться с мнением кандитата экономических наук, что на протяжении нескольких лет, вопросы, касаемо юридической ответственности, занимают лидирующее место среди актуальных и дискуссионных. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих особенно актуальна, так как на данном этапе развития отечественной правовой системы происходят процессы утверждения общечеловеческих ценностей, демократизации политической, экономической и социальной сферы жизни граждан, которые, к сожалению, сопровождаются правонарушениями, совершаемыми самими государственными служащими[8]. В данной статье рассмотрена дисциплинарная ответственность гражданских госслужащих, изучены виды дисциплинарного воздействия, которые применимы к данной категории работников.

Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1]. Нужно учесть следующее, что при назначении дисциплинарных взысканий государственным гражданским служащим нужно полностью исключить заинтересованность определенных лиц в данных действиях. Назначать такие взыскания должно иметь право только лишь государство в лице его представителей или же органа, представляющего исключительно интересы государства. В отношении рассматриваемого нами вида юридической ответственности это возможно лишь отчасти потому, что данный вид правоотношений носит особый характер[4]. В ходе трансформации отечественной системы права шла эволюция законодательного регулирования государственно-служебных отношений, формировался комплексный институт права, включающий в себя весь комплекс норм и правил, определяющих правовую сущность, генезис государственной службы[2].  На данный момент статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:
          - исполнение своих обязанностей согласно должности, в соответствии с должностным регламентом;
          - исполнение поручений, которые ставит руководство, учитывая пределы полномочий,  которые установлены на уровне законодательства РФ;
          - соблюдение прав и интересов граждан и организации на законном уровне при исполнении своих обязанностей;
          - соблюдение распорядка по службе государственного органа;
          - развитие и поддержание уровня квалификации, которое необходимо для соответственного исполнения должностных обязанностей;
          - отвечать за конфиденциальность сведений, которые составляют государственную тайну, охраняемую законом или другим нормативным актом, а также любой иной информации, которая стала известна гражданскому служащему в течение периода, связанного с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
          - бережное отношение к имуществу государства, в том числе к тому, которое предоставлено для исполнения должностных обязанностей;
          - соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению[1].

С учетом постоянного совершенствования системы Российского дореволюционного права и законодательства, начиная с 1881 года, был предпринят целый ряд мер, направленный на ликвидацию правового вакуума в сфере дисциплинарного права. К числу таковых можно отнести создание первого в своем роде проекта дисциплинарного устава для гражданских чиновников, получивший название «Устав о служебных провинностях». Этому документу придавалось большое значение. Достаточно отметить, что проект Устава был проработан комплексно всеми министерствами и ведомствами с отражением замечаний и поправок[6].
      Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за нарушение или неисполнение должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, достаточно подробно прописываются в должностном регламенте. Именно руководствуясь этим локальным документом гражданский служащий может осуществлять свою профессиональную деятельность.
       Если нет специального правила, которое бы предусматривало законодательством о государственной гражданской службе, применяются общие правила трудового законодательства, которые созданы для учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии служебного распорядка руководствоваться ст. 372 ТК РФ.
        Перечислим обстоятельства, которые позволяют считать проступок гражданского служащего как дисциплинарный:
        - несоблюдение действий, которые установлены должностным регламентом, совершение действий, не предусмотренных им, или нарушение локальных нормативных актов;
        - неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;
        - противоправное поведение гражданского служащего, связанное с исполнением им должностных обязанностей;
        - признание совершенного действия (бездействия) виновным.
      Ответственность за дисциплинарный проступок может быть применена только в ситуации, если есть хотя бы одно из вышеуказанных обстоятельств.  Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы[6].

Порядок применения к гражданским  служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.
       В том случае, если обнаружены нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей появляется необходимость зафиксировать данный факт. Делается это с помощью составления акта или докладной записки. После того, как такая записка о выявленном нарушении получена, руководитель государственной службы издает распоряжение, согласно которому проводится служебная проверка. В ней указывается число начала проверки, устанавливается сроки проведения, расписывается комиссионный состав и его задачи, а так же факты, которые послужили основанием для ее проведения.
       Проведя такую проверку, должны быть четко установлены:
- фактическое обоснование совершенного дисциплинарного проступка;
- установление виновности гражданского служащего;
- условия и причины, по которым был совершен данный проступок;
- наличие вреда, который был нанесен служащим в результате дисциплинарного нарушения;
- ряд причин для того, чтобы гражданский служащий мог письменно заявить о необходимости проведении служебной проверки.

Принимать участие в проведении служебной проверки  гражданский служащий не имеет право, он может быть определенным образом лишь заинтересован в ее результатах. Она должна завершиться в срок не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Выявленные сведения доносятся представителю нанимателя, который соответственно назначил служебную проверку, в виде письма, в нем указываются установленные факты, обстоятельства и предложение о применении или неприменении дисциплинарной ответственности к гражданскому служащему[7].

Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может продлиться:
- если работник временно не может выйти на работу(болезни, травмы);
- если работник находится в отпуске;
- если организацией проводится служебная проверка;
- если работник отсутствует на гражданской службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т.п.).

Если в течение года гражданский госслужащий вновь не нарушал дисциплинарную ответственность, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, так как по истечению данного периода эта ответственность с него снимается и издавать специальные распорядительные документы уже не нужно. Так же учитываются случаи, когда дисциплинарная ответственность может быть снята и раньше. Так, представитель нанимателя может сделать это на основании письменного заявления гражданского государственного служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или по своей инициативе[5]. Нужно отметить, что в служебном законодательстве перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственность, содержится только в законодательстве, регулирующем военную службу[3]. Полагаем, необходимо законодательно закрепить, что «лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности, не может быть подвергнуто дисциплинарному взысканию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности учитываются степень общественной вредности совершённого проступка, предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность. Нормативное закрепление данного принципа послужит толчком дальнейшего развития дисциплинарного законодательства в системе государственной службы[3].

Итак, дисциплинарные взыскания, которые применяются в отношении государственных гражданских служащих, имеют свою специфику, связанную с особой формой деятельности данной категории лиц. Применяя разные виды дисциплинарной ответственности государство Российской Федерации регулирует деятельность государственных гражданских служащих, а также следит за своевременным и правильным исполнением обязанностей, которое возложены на них. Нормы дисциплины, которые предусматривает закон, регулируют служебную деятельность гражданских служащих, а также затрагивает и отдельные стороны поведения служащих вне службы.

 

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ( ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 4137.
  2. Архиреева А.С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Общество и право. - 2015. № 110 С. 1615-1626.
  3. Добробаба М.Б. Принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих: конституционные основы и проблемы реализации в нормах служебного права. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-distsiplinarnoy-otvetstvennosti-gosudarstvennyh-sluzhaschih-konstitutsionnye-osnovy-i-problemy-realizatsii-v-normah
  4. Курдюк П.М., Очаковский В.А. К вопросу о совершенствовании дисциплинарных процедур на государственной службе // Право и  государство: проблемы методологии, теории и истории. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. Изд-во: ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД», Краснодар, 2017. - С. 30-34.
  5. Овсянников Ю. Н. О дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2016. – Т. 7. – №. 1. – С. 155-162.
  6. Крутова Я. А., Жукова Н.А., Очаковский В.А. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014, №99(05), 2014 года, - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/31.pdf.
  7. Чурекова О.О., Очаковский В.А. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в российской федерации // Эпомен. 2018 № 14. С. 110-115.