РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN CREATIVE ACTIVITIES

В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка, все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли отечественные и зарубежные ученые (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, О. М. Дьяченко, В. А. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков, Дж. Гилфорд и др.). В работах исследователей подчеркивалось, что воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы, а креативность рассматривается ими как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.

Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом.

В современной «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождается и развивается такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно участвовать в мире. Таким образом, создание условий для развития потенциала дошкольника на сегодняшний день является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетенции педагога-дошкольника.

Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. 

Существует множество методик для раннего развития малыша. Например методика Марии     Монтессори направлена на развитие мелкой моторики и речи (рисование, конструирование, игры, танцы и песни). Главное чтобы ребёнок делал всё самостоятельно. В данной методике малыш должен сам выбрать чем он хочется заниматься, во что играть, родители должны просто организовать весь процесс и обеспечить ребёнка всем необходимым.

Создание обстановки, опережающей развитие детей выступает вторым важным условием развития креативности ребенка. Взрослым необходимо (насколько это возможно) заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и тем самым развивали бы в малыше именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы, что способствует раннему овладению чтением. Также существуют различные карточки с изображением цифр, слов, животных, овоще. Работа с такими карточками описана в работах Глена Домана

Чрезвычайно важное, определим его как третье, условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время протекает чрезвычайно активно, но пользоваться опытом взрослых малыш не может, в связи с тем, что такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, выборе способов, выборе путей решения и т. д. – четвертое условие успешного развития креативности. Тогда желание малыша, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение разума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Однако, предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, напротив, подразумевает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития креативности. Здесь самое главное – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Давно известно, что для творчества нужна удобная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возврата малыша из творческого поиска и собственных открытий.

Тем не менее, создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, однако некоторые западные психологи и на данный момент думают, что творчество изначально присуще ребенку, следует только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика свидетельствует, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств, в которых дети проявляют себя, заявляют о себе как о личности, собственными усилиями достигают целей и полноценно проявляют своё творчество. 

Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить необходимо не вызывает сомнений.

Литература:

  1. Богоявленская, Диана Борисовна. Одаренность и проблемы идентификации // Психологическая наука и образование. - 2000. - 

  2. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей / Просвящение2007. 160 с.

  3. Гилфорд, Джон. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М.: Прогресс, 1965