О вопросах административной ответственности лиц, участвующих в «несанкционированных» публичных мероприятиях»

About questions of administrative responsibility of persons participating in «unauthorized» public events

В части 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека[1]  имеется такое положении: каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах[2]  гласит: «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[3]  содержит следующую норму: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов». В Конституции Российской Федерации[4] также закрепляется право на свободу мирных собраний в 31 статье:  «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Конкретизирующие нормы Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[5] предусматривают уведомительный характер публичного мероприятия, то есть органы власти не могут воспрепятствовать воле граждан провести публичное мероприятие. Однако, существует ряд ограничений, за нарушение которых при проведении публичных мероприятий может наступить юридическая ответственность

В Российской Федерации за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях.[6] Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей могут выступать организаторы, участники, организаторы или участники, спонсоров.

Ответственность организаторов:

  • Нарушение установленного порядкаорганизации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи (ч.1 ст. 20.2).
  • Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядкеуведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи (ч.2 ст. 20.2).
  • Действия (бездействие), предусмотренные частями 1и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 20.2).
  • Действия (бездействие), предусмотренные частями 1и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч.4 ст. 20.2).
  • Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды (ч. 7 ст. 20.2).
  • Нарушение установленного порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде (ч. 9 ст. 20.2).

 

Ответственность участников:

  • Нарушение установленного порядкапроведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (ч. 5 ст. 20.2).
  • Действия (бездействие), предусмотренные частью 5настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 6 ст. 20.2).
  • Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч. 6.1. ст. 20.2).

 

Ответственность организаторов или участников:

  • Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 1.1. ст. 20.2).
  • Использование в ходе публичного мероприятия отличительного знака (признака) представителя средства массовой информации, предусмотренного частью 5 статьи 6Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", лицом, не имеющим права на его использование (ч. 6.2. ст. 20.2).

Ответственность спонсоров:

  • Перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенное лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом (ч. 10 ст.20.2).

 

Необходимо отметить также ч. 8 ст. 20.2, предусматривающая ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

При ознакомлении с положениями ст. 20.2 бросается в глаза ч. 6.1., предусматривающая привлечение к административной ответственности участников несанкционированного публичного мероприятия, если данное мероприятие привело к созданию помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Из буквального толкования нормы права, содержащейся в ч. 6.1. ст. 20.2 следует, что ответственность наступает вне зависимости от действий конкретного участника. Таким образом, отдельный участник несанкционированного митинга будет привлечен к ответственности даже в том случае, если неблагоприятные последствия наступили не вследствие его непосредственных действий, а по вине других участников. Является ли данная норма справедливой, а ее санкция соразмерной в том случае, если участник несанкционированного публичного мероприятия не совершал никаких действия, направленных на создание помех нормальной жизнедеятельности города и граждан?

Данная проблема была отражена в меморандуме Комиссара по правам «О свободе собраний в Российской Федерации» от 5 сентября 2017 года.[7] «Как сообщил по поводу событий 12 июня 2017 года Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, массовые задержания демонстрантов на Марсовом поле тоже не были вызваны противозаконным поведением участников, что противоречит требованиям КоАП. Председатель Совета при президенте Михаил Федотов подтвердил, что «людей задерживали вне зависимости от того, нарушали они общественный порядок или нет. А это не вписывается в требования закона». Кроме того, поступала информация о том, что среди задержанных во время публичных мероприятий в марте и июне 2017 года были журналисты, правозащитники и несовершеннолетние…» - сообщается в тексте меморандума.

Возможным вариантом решением сложившейся проблемы может являться внесение изменений в текст части 6.1. статьи 20.2 КоАП РФ, что было предложено в научной статье «Об административной ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании: проблемы и перспективы».[8] Авторы научной стать предлагают изложить часть 6.1. в следующей редакции:

6.1. Участие лица в несогласованных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, действия которого повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Данная редакция положений части 6.1. статьи 20.2 устанавливает применение санкций лишь в отношении тех лиц, чьи действия непосредственно привели к созданию помех жизнедеятельности города и граждан. Таким образом, будет исключена ситуация, когда подавляющее большинство участников несанкционированного публичного мероприятия, ведущих себя мирно и не создающих проблем для окружающих, может быть привлечено к административной ответственности вследствие незаконных действий конкретного лица.

 

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета.
  2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета
  3. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 217A (III) от 10 дек. 1948 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 09.06.2021)
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах. [Электронный ресурс]: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 09.06.2021)
  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163. С. 677– 740.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021)/ /Российская газета.
  7. Данные о рассмотрении дел по статье 20.2 КоАП/ ОВД-Инфо [Электронный ресурс] URL:https://data.ovdinfo.org/20_2/ (дата обращения: 09.06.2021)
  8. МЕМОРАНДУМ КОМИССАРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА О СВОБОДЕ СОБРАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Страсбург, 5 сентября 2017 г./ [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/1680758b23 (дата обращения: 09.06.2021)
  9. Ярыгин И.И., Беликов А,П. «Об административной ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании: проблемы и перспективы»// Педагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С 43-45.

 

[1] Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 217A (III) от 10 дек. 1948 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 09.06.2021)

[2] Международный пакт о гражданских и политических правах. [Электронный ресурс]: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml  (дата обращения: 09.06.2021)

 

[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163. С. 677– 740.

[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета.

 

[5] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета

 

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021)/ /Российская газета.

[7] МЕМОРАНДУМ КОМИССАРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА О СВОБОДЕ СОБРАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Страсбург, 5 сентября 2017 г./  [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/1680758b23 (дата обращения: 09.06.2021)

 

[8] Ярыгин И.И., Беликов А.П. «Об административной ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании: проблемы и перспективы»// Педагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С 43-45.