ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

MANDATORY UNEMPLOYMENT INSURANCE IN RUSSIA

Безработица в России, да и во всем мире явление не новое. На протяжении многих лет государство ведет с ней борьбу, однако данное явление лишь укореняется в жизни страны. Множество людей страдают от нехватки работы. По данным Росстата самый большой процент безработных в 2019 году составляют граждане в возрасте от 20 - 24 лет (17,6 % ), от 30 – 34 (14.4 %), от 35 – 39 (11.0 %). Здесь возникает главный вопрос, а как же жить людям, которые не могут найти себе работу? На это уже и направлена политика нашего государства. В ст. 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».[1] Обязанность государства помогать нуждающимся слоям населения закреплена и на международном уровне, так, например, в Европейской социальной хартии существует ст. 30 «Право на защиту от бедности и социального отторжения», где говорится, что государство обязано принять меры для содействия бедным и нуждающимся слоям населения.[2] Также во Всеобщей декларации прав человека и гражданина в ст. 22 закреплено, что «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение…»[3]. Государство помогает безработным, в частности выплачивая им пособия по безработице. Данное пособие получают все граждане, кто встал на учет в службе занятости, как безработный. Однако данные пособия берутся из государственного фонда. В России существует несколько видов страхования, которые перечислены в ФЗ № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[4], в частности это: медицинское страхование, пенсии, пособие по временной нетрудоспособности и др. Большинство из них начинают выплачиваться с наступлением социального риска, и выплачиваются систематически каждый месяц. Также в России существуют единовременные выплаты, например, при беременности или погребении. Во многих странах, в особенности в Германии, существует такой вид выплат, как страховые выплаты на случай безработицы. В России же такой институт отсутствует, поэтому цель данной статьи – разобраться стоит ли вводить в России страхование на случай безработицы. Так как проблема нехватки работы укоренилась в наших жизнях, то данный вопрос является актуальным. Сейчас страхование от безработицы работает в рамках добровольного страхования. Однако, что важно, страховку сейчас можно будет получить только в случае принудительного увольнения, что на практике происходит не так уж и часто.

Чтобы разобраться необходимо ли в России вводить страхование на случай безработицы, следует исследовать зарубежный опыт. Данная система хорошо развита в Германии. Немецкая система социального страхования эффективно решает проблему социальной поддержки наименее защищенных слоев населения. Поэтому изучение немецкого опыта имеет практическое значение, так как их систему можно внедрить в Россию. Так в Германии  существует два уровня пособий ALG – 1 и ALG – 2. ALG – 2 – это неограниченные государственные выплаты в размере прожиточного минимума.[5] Нас интересует уровень ALG – 1 – эти пособия являются ограниченными по времени и выплачиваются из страхового фонда по безработице, в который совершают взносы все работодатели и наемные. Данные взносы являются обязательными, и их процент зафиксирован законодательно. Максимальные сроки выплаты пособия 24 месяца. Однако  такое пособие выплачивается не всем, а лишь тем кто:

- работал, но был сокращен или уволен по объективным причинам;

- официально заявил о своем статусе и встал на учет в службу занятости в установленные сроки;

- в течение двух предыдущих лет платил страховые отчисления не меньше12месяцев;

Данная система эффективна тем, что каждый получает, то, что заслужил. Сумма выплат обычно составляет 60 %, а это, если учитывать среднюю  заработную плату в Германии составляет выше прожиточного минимума. В этом и есть плюс данного пособия. Человек, потерявший работу сможет жить на пособие, которое будет выше прожиточного минимума, а главное чувство удовлетворения, что время его работы не прошло зря.

В России до 2001 года также существовала подобная система. Был создан государственный внебюджетный фонд страхования.  Период выплаты пособий по безработице составлял 12 месяцев. Гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливалось пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние два месяца по последнему месту работы): первые три месяца — 75%, следующие четыре месяца — 60%, в дальнейшем — 45%. При такой системе уровень жизни граждан потерявших работу можно было считать достойным. [6]

В настоящее время уровень государственных пособий по безработице  составляет:  минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная - 12130 рублей в первые три месяца периода безработицы, 5000 рублей - в следующие три месяца периода безработицы[7]

Сумма пособия зависит от размера заработной платы на предыдущем месте работы. Первые три месяца пособие составляет 75 % от предыдущей заработной платы.[8] Однако не все так хорошо, допустим наша заработная плата в предыдущем месте работы составляла 25 000, берем 75 % и получаем 18.750 руб., по логике законодателей при потере работы мы должны получать именно эту сумму, но нет, нам выплатят сумму максимальную при данном пособии – это 12 130 руб. Не кажется ли такая система несправедливой по отношению к гражданам, которые с учетом их заработной платы должны получать намного больше.

А теперь предположим, что если бы в России действовала такая же система социального страхования на случай безработицы, как и в Германии, то каждый гражданин смог бы получать заслуженное пособие, в зависимости от того какую заработную плату они получают.

Однако возникает вопрос, а как же быть тем, чья заработная плата была ниже прожиточного минимума, соответственно и пособие является маленьким. В Германии на этот случай существует система ALG – 2. Она выплачивается тем, кто еще не работал, молодые люди после обучения, инвалиды, те, кто не делал отчисление 12 месяцев и тд. Но главное в этой системе то, что она используется и в отношении тех, кто получает пособие по системе ALG – 1 ниже прожиточного минимума.

Германия – это страна, которая действительно заботится о благополучии своего народа, учитывает их положение и нужды. Такая двухуровневая система пособий действительно обеспечивает достойный уровень жизни. Интересно и то, что в основе немецкой системы лежит принцип солидарности, ресурсы распределяются в зависимости от «степени нуждаемости». Солидарность проявляется и в распределении нагрузки по вносам на разные виды социального страхования между работодателями и работниками. Каждый из них платит часть взноса в равной доле, чего нет  в Российской системе.

По моему мнению, в России стоит ввести страхование на случай безработицы. Если само государство не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан, в том числе и безработных, то почему бы самим людям не делать этого. В России много людей находятся за чертой бедности, тех пособий, что выплачивает государство, не хватает на жизнь, даже на самые необходимые нужды. Ввести страхование, означает, что граждане сами могут определить размер своего пособия и обеспечить себе достойный уровень жизни в случае увольнения.

Подводя итог научной статьи можно сделать вывод, что тех пособий, которые выделяет государство у нас в России не хватает на жизнь. Германская система обеспечения граждан в случае безработицы показывает, что граждане могут потерять работу, но при этом они всегда могут рассчитывать на выплаты, которые они заслужили. Нашему государству стоит перенять опыт Германии и ввести то же страховании на случай безработицы. Ведь как показывает Германский опыт, большинство граждан не будут тогда находить за чертой бедности. Вопрос о том, следует ли вернуть страхование от безработицы в систему социального страхования (как это было до 2001 г.), также был задан экспертам Роструда. Большинство опрошенных считают, что это следует сделать

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. Официальный текст опубликован на Официальном интернет - портале  правовой информации http://www.pravo.gov.ru 04,07.2020
  2. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Источник публикации «Бюллетень международных договоров», 2010, №4, апрель. Ратифицирован ФЗ от 03.06.2009 № 101 – ФЗ
  3. Всеобщая декларация прав человека и гражданина (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 )/ Российская газета, № 67, 05.04.1995
  4. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об основах обязательного социального страхования"/ «Российская газета», № 139, 21.07.1999
  5. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 08.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации"/ «Собрание законодательства РФ», №17, 22,04,1996, ст. 1915
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2393 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год"/ Официальном интернет - портале  правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.01.2021
  7. Sozialgesetzbuch (SGB). URL: http://www.sozialgesetzbuch-sgb.de (accessed: 02.02.2018)
  8. Научная статья «Особенности функционирования систем социального страхования России и Германии: социологический анализ » И.В. Колодезникова, Р.В. Кондуров, Д.В. Галицкая/ Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 2 С.93- 113

 

 

Spisok literatury

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii 1993 g. Oficial'nyj tekst opublikovan na Oficial'nom internet - portale  pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru 04,07.2020
  2. Evropejskaja social'naja hartija (peresmotrennaja). Istochnik publikacii «Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov», 2010, №4, aprel'. Ratificirovan FZ ot 03.06.2009 № 101 – FZ
  3. Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka i grazhdanina (prinjata General'noj Assambleej OON 10.12.1948 )/ Rossijskaja gazeta, № 67, 05.04.1995
  4. Federal'nyj zakon ot 16.07.1999 N 165-FZ (red. ot 24.02.2021) "Ob osnovah objazatel'nogo social'nogo strahovanija"/ «Rossijskaja gazeta», № 139, 21.07.1999
  5. Zakon RF ot 19.04.1991 N 1032-1 (red. ot 08.12.2020) "O zanjatosti naselenija v Rossijskoj Federacii"/ «Sobranie zakonodatel'stva RF», №17, 22,04,1996, st. 1915
  6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2020 № 2393 "O razmerah minimal'noj i maksimal'noj velichin posobija po bezrabotice na 2021 god"/ Oficial'nom internet - portale  pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 05.01.2021
  7. Sozialgesetzbuch (SGB). URL: http://www.sozialgesetzbuch-sgb.de (accessed: 02.02.2018)
  8. Nauchnaja stat'ja «Osobennosti funkcionirovanija sistem social'nogo strahovanija Rossii i Germanii: sociologicheskij analiz » I.V. Kolodeznikova, R.V. Kondurov, V. Galickaja/ Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 18. Sociologija i politologija. 2019. T. 25. № 2 S.93- 113

 

[1] Конституция Российской Федерации 1993 г. Официальный текст опубликован на Официальном интернет -  портале  правовой информации http://www.pravo.gov.ru 04,07.2020

[2] Европейская социальная хартия( пересмотренная). Источник публикации «Бюллетень международных договоров», 2010, №4, апрель. Ратифицирован ФЗ от 03.06.2009 № 101 - ФЗ

[3] Всеобщая декларация прав человека и гражданина (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 )/ Российская газета, № 67, 05.04.1995

[4] Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об основах обязательного социального страхования"/ «Российская газета», № 139, 21.07.1999

[5]  Sozialgesetzbuch (SGB). URL: http://www.sozialgesetzbuch-sgb.de (accessed: 02.02.2018)

[6] Научная статья «Особенности функционирования систем социального страхования России и Германии: социологический анализ » И.В. Колодезникова, Р.В. Кондуров,  Д.В. Галицкая/ Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 2 С.93- 113

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2393 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год"/ Официальном интернет -  портале  правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.01.2021

[8] Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 08.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации"/ «Собрание законодательства РФ», №17, 22,04,1996, ст. 1915