ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ЛЕСОПРОДУКЦИИ

Предмет любого гражданского договора можно по праву считать фундаментом, основой договора, т.к. именно предмет определяет особенности иных положений договора. Для анализа предмета договора поставки лесопродукции обратимся к актуальным законодательным положениям.

Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно п.3 ст.455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Как видим, для заключенности договора поставки достаточно определить предмет. Далее подробно остановимся на том, как наименование товара указывается для лесоматериалов.

Для исследования содержания «наименование товара» обратимся к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности [4], а именно к коду 02.20 (лесоматериалы необработанные) и коду 16.1 (лесоматериалы, распиленные и строганные).

Выбор только двух кодов обусловлен следующим. С 1 июля 2015 года в ст.50.5 Лесного кодекса РФ содержится обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершившие сделки с древесиной, представлять декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа. Договоры о сделках с древесиной подлежат регистрации обеими сторонами в Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) [3], где в обязательном порядке содержится информация о предмете договора. Для этих целей Правительством РФ был разработан перечень видов древесины, куда вошли: бревна, балансы, хлысты, лесоматериалы, пиломатериалы, дрова, брусья, шпалы [5].

Безусловно, можно проанализировать все эти виды продукции, но в рамках данного исследования остановимся на бревнах, хлыстах и пиломатериалах, т.к. они являются наиболее распространенными в предпринимательской деятельности и, следовательно, наиболее интересными. Для их разграничения необходимо обратиться к толкованию данных понятий.

Хлыст. В литературе, посвященной технологии лесозаготовок, указано так: «очищенный от сучьев ствол поваленного дерева с отделенными от него прикорневой частью и вершиной» [2]. В пп. «и» п.2 ст.1 закона Красноярского края «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Красноярского края» от 30 июня 2011 года №12-6058 (далее – Закон №12-6058): «очищенный от сучьев ствол поваленного дерева без отделенных от него прикорневой части и вершины».

Бревна. В учебнике, указанном нами ранее, бревна описаны так: «сортименты получают при выполнении технологической операции раскряжевки — поперечной распиловки круглых лесоматериалов, в результате которой получаются бревна специального назначения, называемые кряжами (шпальные, фанерные и др.), или сортиментами».

Пиломатериал. Учебник по технологии лесозаготовок понятия не дает, но называет пиломатериал как продукт, получаемый из одной из групп сортиментов, предназначенных для распиловки и строгания. Согласно пп. «и» п.2 ст.1 Закона №12-6058 пиломатериал – это часть лесоматериала, полученная путем продольного пиления или фрезерования бревна или древесины больших размеров и, возможно, поперечной распиловки и (или) дальнейшей машинной обработки для получения требуемой точности.

На практике зачастую складывается ситуация, когда стороны включают в договор следующие наименования лесопродукции: «древесное сырье», «древесина», «лесоматериалы круглые», «пиловочник».

Вместе с тем возникает вопрос: является ли предложенный Росстандартом и Правительством классификатор продукции обязательным предписанием для сторон при составлении договора поставки лесопродукции? Какие последствия влечет изменение наименования товара в договоре?

С одной стороны, в законодательстве закреплен принцип свободы договора, который проявляется, в том числе, в определении условий по усмотрению сторон (содержание договора). С другой стороны, государство заранее определяет классификацию товаров, предписывает участникам гражданского оборота сформулировать предмет договора конкретно. На наш взгляд, цель данного правового регулирования ясна – это определенность складывающихся правоотношений. Но ограничить свободу договора могут только законы и иные правовые акты (п. 4 ст.421 ГК РФ).

Отвечая на первый вопрос, обратимся к п. 6 ст. 3 ГК РФ, в котором сказано, что «иные правовые акты» – это указы Президента РФ и принятые во исполнение положений законов и указов Президента РФ постановления Правительства РФ. С формальной точки зрения Приказ Росстандарта в данной ситуации не является обязательным для сторон, хотя в литературе высказано более лояльная позиция. Так, А.Г. Карапетов отмечает: «… законотворчество становится все более трудным процессом и нередко превращается в политиканский балаган, а спрос на правотворчество объективно растет и превышает все мыслимые возможности парламента, возможно, было бы удобно не ограничивать правотворческий потенциал министерств и ведомств…» [1]. Таким образом, отклонение в указании наименования товара не будет влечь его не действительность.

Что касаемо незаключенности договора, то в данном случае, полагаю, в случае спора суд будет исследовать все положения договора и устанавливать действительную волю сторон (исходя из цены, сезона, качественных характеристик).

Тем не менее, нами рекомендуется при заключении договора придерживаться предложенного классификатора. Это позволить внести определенность в договорное правоотношение, предупредить различные споры по поводу качества и ассортимента поставленной продукции, а также избежать административных штрафов за нарушение порядка учета древесины (ч.4 ст. 8.28.1 КоАП РФ).

Использованные источники

  1. Договорное право (общая часть): комментарий к статьям 420-453 ГК РФ. Отв. ред. А.Г. Карапетов. Москва: М-Логос, 2020. – 1425 с.
  2. Лесоэксплуатация: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Патякин, Э.О.Салминен, Ю.А. Бит и др. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
  3. О вводе в эксплуатацию компонента единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней: утв. приказом Рослесхоза №196 от 17.06.2015 / СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru
  4. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008): утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст (ред. от 10.02.2021) / СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru
  5. Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней: утв. распоряжением Правительства РФ от 13 июня 2014 г. № 1047-р / СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru