ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Учебник всегда был основным источником получения новых знаний, неотъемлемой частью в обучении. Великий чешский педагог Я. Коменский, отводил именно учебнику ведущее место среди всех компонентов учебного процесса.

Требования, выдвигаемые к современному учебнику, выросли: это и соответствие уровню современной науки, и обеспечение связи между теорией и практикой, а также обеспечение национального воспитания. Компьютеризация сделала возможным создать и использовать новое поколение информационных образовательных технологий, что существенно повышает качество обучения.

Основными  принципами для создания современных электронных учебников являются:

  • Использование разнообразных   данных,   таких   как:    текст, графика, аудио, видео, анимации (мультипликации);
  • Доступность и   простота   в   поиске   и   выборе  справочной информации;
  • Более совершенна система контроля знаний (объективность, разносторонность);
  • Интерактивная связь ученика и учителя. 1, с.45

Современный электронный учебник создается с помощью мультимедийных технологий, что позволяет ему войти в новое поколение средств обучения, объединяющие передовые достижения педагогической науки с дидактическими возможностями современных информационных и коммуникационных технологий.

Сегодня электронному учебнику отводиться роль принципиально нового способа познания, который интегрирует функции других элементов системы благодаря применению гипермедийных средств и телекоммуникационных технологий.

Для образования учебно-познавательной среды, электронного учебника, необходимо обосновать и определить структурные компоненты, их дидактическую функцию и определить особенность их реализации.

Главной задачей электронного учебника является обеспечение теоретическим материалом, контролем, методическими указаниями для работы, тренировочными заданиями. В целом он представляет собой программно-методический комплекс.

Основываясь  на   изучение   педагогического  опыта  в   применении компьютерных средств обучения, опираясь на базовые положения теории учебника и дидактические возможности современных гипертекстовых и сетевых технологий разрабатывается теоретическая модель современного электронного     учебника.                          Основываясь  на         функциональный подход, установлена                       структура   элементов     электронного   учебника,   определена функция, взаимосвязь, устройство взаимодействия в условиях применения гипермедийных технологий для их реализации. Это позволяет определить особенности современного электронного учебника. 2, с.50

Можно   выделить  пять   особенностей   современного  электронного учебника.

Первая особенность – это новый принцип построения учебного материала. Многоуровневость информации в сочетании с информационными массивами разных типов, образуя единое смысловое целое. Преимущества для ученика:

  • может сформировать собственную систему существенных связей между видами знаний;
  • усвоить не только фактологические сведения, но и причинно- следственные отношения между соответствующими информационными единицами;
  • обучаться по индивидуальному пути и в удобном темпе.

Доступность усвоения учебного материала происходит за счет различных уровней сложности дидактического материала. Для реализации личностно-ориентированного обучения необходимы условия создания разно уровневых заданий. Важнейшим требованием к электронному учебнику также является оптимальное и рациональное использование мультимедийных форм представления учебного материала. 3, с.101

Вторая особенность это деятельностный характер обучения. Она заключается в возможности использования гипермедийных возможностей современных компьютерных технологий. Структурные элементы дадут возможность объединения традиционных и новых видов учебной деятельности. Их комплексное использование – разработка теоретического материала на динамических моделях, проведение компьютерного эксперимента, решения задач в интерактивном режиме и тому подобное.

Таким образом, электронная форма соединит учебник с исследовательской лабораторией, что сделает обучающегося, активным участником процесса обучения и простимулирует его познавательную активность.

Третья особенность – это использование иллюстрационного и звукового материала. Данная особенность решает проблему сложности чтения текстов большого размера. Возможно применение двух режимов обучения: текстового и звукового. Аналогом книги можно считать текстовый режим, а аналогом учебного фильма – звуковой. Эти два способа отображают учебный материал.

Для обогащения процесса обучения следует применять:

  • Наглядный высококачественный иллюстративный материал в виде двухмерного, объемного, статического и динамического изображения;
  • Звуковое сопровождение, которое будет отображать на экране материал и действия обучаемого. 3, с.102

Данная особенность заключается в аудиовизуальном представлении материала, которая включает образную и эмоциональную память. Система восприятия    и    запоминания    существенно    влияет    на    формирование представлений, которые занимают центральное место в образном и словесно- логическом мышлении.

К четвертой особенности относится качественная обратная связь. Она необходима для развития самостоятельности учащегося, для эффективного самообучения, самоконтроля, самокоррекции. Достигается путем взаимодействия, обучающегося и средой электронного учебника, а также наличием диагностической системы. Автоматическая диагностика знаний предоставляет статистические данные о ходе обучения, что предоставляет преподавателю проанализировать, сделать необходимую корректировку, а также спрогнозировать учебный процесс. Обучающийся будет иметь возможность прослеживать рост своих достижений, что будет способствовать поднятию его самооценки.

Пятая особенность – это интегрированность. С одной стороны, электронный учебник сочетает разные компоненты системы дидактических средств:

  • теория, задачи для усвоения и обработки знаний;
  • средства для проведения компьютерного эксперимента;
  • тестовые задания для разных видов контроля знаний. 3, с.103 Овладению учащимися такими методами познания как: индукция,

дедукция, ассоциативность, зависит от качества подбора учебного материала, тренировочных упражнений, тестовых задач разного уровня.

Для достижения этой цели необходимы знания и умения по другим предметам для реализации межпредметных связей, созданию заданий на сравнение, выделение главного, классификацию, обобщение, систематизацию.

Также происходит интеграция учебных ресурсов, находящиеся в электронном виде, в том числе и глобальной сети Интернет.

Это сочетание способствует быстрому обновлению и преобразованию представленного в учебнике учебного материала, динамичного накопления его новым содержанием, что будет соответствовать уровню современной науки, а также к изменениям в стандартах образования.

Незаменимым в электронном учебнике должны быть интерактивные инструменты и мультимедийный контент. Дополнительной возможностью может быть такой важный инструмент, который позволит сделать заметку, закладку, использовать словарь, выделить текст, осуществить поиск, по ключевым словам, и другое.

Электронный учебник – это эффективное средство самообучения, который ориентирован на формирование познавательной деятельности ученика, его активности в изучении дисциплины, что является первоочередной задачей самообразования. 4, с.52

Электронный учебник также реализует деятельностный подход, который заключается в развитии, логики, аналитики, конструктивного мышления. С его помощью происходит обогащение методами познания, средствами быстрого доступа к знаниям. Ведущей функцией, с данной точки зрения, следует считать развивающе-воспитательную функцию, так как на основе развития личности производится воспитательный эффект.

Таким образом, следует учитывать особенности электронного учебника и тщательно спланировать:

  • учебный материал, с использованием традиционных методов и форм преподавания;
  • увеличение материала для самостоятельной разработки;

материал, с применением исследовательского и поискового методов и др.

Таким образом, электронные учебники, имеющие возможность использования современных средств информационно-коммуникационных технологий, существенно отличаются от бумажных. Электронный учебник не дублирует традиционный, а дополняет его структурными компонентами. К основным чертам структурной организации такого электронного учебника относят: интерактивность, использование возможностей мультимедиа, обратную связь, возможность организованного доступа с страниц электронного учебника к необходимым информационным ресурсам Интернета, многоуровневость изложения учебного материала, быстрый поиск информации, наличие иллюстративных примеров и моделей, сопровождение текстового материала аудио- и видеоинформацией, организация разноуровневого контроля знаний. 4, с.53

Электронные учебники должны удовлетворять учебно-методическим, дизай-эргономическим и техническим требованиям, которые основываются на критериях к электронным учебным изданиям. Требования учебно- методического плана традиционные, однако имеют и определенные особенности.        Среди них важно выделить научность содержания электронного учебника. Содержание текстового учебного материала должено раскрывать то ключевое положение, которое признано среди ученых, и одновременно с этим предоставлять другие возможные теории. Комфортный размер шрифта текста обязан соответствовать требованиям, которые обеспечивают сохранение зрения у обучающихся.

При современной информатизации образования, быстрого развития и совершенствования информационных технологий необходим новый подход к средствам обучения, что делает необходимым разрабатывать и внедрять в образовательную практику электронных учебников.

Роль электронного учебника – повышать качество обучения нового поколения. Практика показывает то, что использование такого рода учебников повышает эффективность образования и в перспективе будет играть главную роль в получении знаний.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Текст] учебное пособие / И. Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 188 с.

2 Коблова, Д. В. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д. В. Коблова, С. А. Косарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012.

3 Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. 2006, № 2. С.50

4 Червякова, Я.И., Чибисова, О. В. Электронный учебник как средство новых информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. №4.– С.52-53.