Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Social and Pedagogical Support of Children Occurred in a Difficult Life Situation

В последние годы часто задается вопрос о государственной социальной политике, он становится все более актуальным, и слишком часто звучат проблемы защиты несовершеннолетних детей. Дети стали сталкиваться с ужасными картинами: принуждение и жестокость в семьях, социальное сиротство, негативные формы поведения несовершеннолетних детей и взрослых. Если такое отношение случается с детьми несовершеннолетними, то они попадают в реабилитационных центрах, где их сопровождают социальные работники.

В реабилитационных центрах несовершеннолетним оказывается индивидуальная помощь. Обычно в такие реабилитационные центры попадают дети, сбежавшие из дома. За этими детьми родители не оказывают своих прямых обязанностей, такие дети, обычно, пропускают обучение в школе. Дети, попадающие в такие реабилитационные центры предоставлены самим себе.

Отличие данных реабилитационных центров от школ интернатского типа, детских домов, заключается в том, что ребенок сам может обратиться за помощью, без каких либо документов и направлений. Работает принцип «открытых дверей». В реабилитационном центре осуществляется много комплексной, адресной деятельности. Попадая в центр, ребенок в начале знакомится с персоналом. Те, в свою очередь, собирают информацию о нем, о родителях, о условиях проживания, проверяют его физическое и психическое состояние. После этого специалисты реабилитационного центра определяют проблемы, пути реабилитации, создают индивидуальную программу для ребенка. При индивидуальной беседе с ребенком выясняются его отношения с родителями, родственниками, одноклассниками, близкими людьми, которые для него играют важную роль. Вся собранная информация фиксируется документально в персональной карте.

Индивидуальная работа с ребенком проводится несколькими специалистами реабилитационного центра. Участвуют в социальной помощи врачи, педагоги, воспитатели, социальные педагоги, психологи и др. В специальную, индивидуальную программу внесена самая необходимая информация о подопечном: физическое и психическое состояние, его самооценка, отношение к другим людям, родителям, владение санитарно-гигиеническими бытовыми умениями, умение играть со сверстниками, отношение к труду.

Перед специалистами реабилитационного центра стоит главная задача – научение ребенку общественных норм, которые существуют в обществе, также охрана его физического и психического здоровья. По некоторым данным дети, которые попадают в Центры в основном педагогически и социально запущены. Отношение к другим людям - конфликтное, а поведение имеет запущенный характер. Педагогическая запущенность у детей как следствие девиантного поведения родителей, родственников и других, кто находился рядом с ним. Второй причиной социальной запущенности может быть физические и психические наказания в семье. Третьей – попустительское отношение родителей на определенные потребности ребенка. Четвертое - невнимательность к физическому и психическому здоровью ребенка: например, к бессоннице ребенка, диарее,

повышенной возбудимости, апатии ребенка, страхам ребенка, заиканию , тикам.

К некоторым детям, бывает и такое, педагоги школы не могут найти подход. Подростки для самоутверждения любой ценой среди сверстников совершают асоциальные поступки. Все эти причины, на наш взгляд, приводят к педагогической и социальной запущенности.

Дети, которые попадают в реабилитационный центр, в основном, бывают истощены, со слабым иммунитетом. Им оказывается медицинская помощь. Так, в медицинскую реабилитацию входит оздоровление ребенка. Проводится интенсивный диагностический тест для выявления соматических и психических нарушений здоровья. Далее проводится лечение.

После медицинской реабилитации специалисты центра работают с ребенком по его социализации в среде. Ребенка учат ставить цели в жизни, прививают учебные навыки и умения, работают над силой воли, убирают страхи .Нацеливают на мысль о том, что можно изменить в лучшую сторону его дальнейшую жизнь, что только от его конкретных усилий зависит его будущее. Навыки, полученные в реабилитационном центре, могут помочь в социальной адаптации. Также они, на наш взгляд, могут оказать влияние в выборе будущей профессии, быть основой их активной и самостоятельной жизни. Специалисты центра стараются позитивно оценивать начинающую деятельность подростка для дальнейшего самоутверждения и самовоспитания подростка. Для ребенка важно любое положительное одобрение взрослого человека, его положительная оценка для дальнейшего формирования его как личности.

Формирование у ребенка положительного отношение к труду - главная задача специалиста реабилитационного центра. Позитивно-преобразующая деятельность дает опыт и навык общения со взрослыми людьми, сверстниками. Это в будущем даст хорошие отношения в коллективе, сформирует отзывчивость и ответственность, осознание нужности. Важно дать понять ребенку понимания сложившейся ситуации, что есть специалисты центра, которые помогут ему, научат быть стойким в разных трудных жизненных ситуациях.

Конечно реабилитационные центры оказывают действенную помощь таким детям, подросткам. На сегодня центры нуждаются в высокопрофессиональных специалистах, не хватает помещений, нет должного финансирования, также необходима определенная поддержка государства.

Социально - педагогическая поддержка детей, оказавшихся в трудной ситуации, - это работа социального педагога с детьми или социального работника и их семьями в процессе построения индивидуального способа решения проблемной ситуации. В результате взаимодействия происходит успешная социализация ребенка.

 

 

Список литературы

  1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии// Семья в России. 2014. No 2. С. 152-156.
  2. Алмазов Б.Н. Особенности деятельности специалиста по
    социальной работе в сфере социальной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2014.No 1. С. 69-72.
  3. Балыбердин В.И. Основные направления социальной поддержки семьи и детства Костромской области // Работник социальной службы. 2014.
  4. Василевская, К. Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики // Социальные технологии, исследования. – 2004. – № 1. – С. 57–60.
  5. Демин, А. И. Способы адаптации безработных к трудной жизненной ситуации // Социологические исследования – 2000. – № 5. – С. 35–46.