ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCIES

В настоящее время общество предъявляет новые требования к подготовке личности – к ее социально-значимым свойствам, способности проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения, справляться с конкуренцией, привносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, иметь направленность на гуманистические ценности. Данные условия являются одной из наиболее актуальных задач при развитии такого важнейшего качества личности как социальная активность.

Одним из наиболее актуальных в настоящее время способов формирования социальной активности, представляющим широкий спектр возможностей для самореализации молодежи в самых разных сферах и областях жизни, является волонтерство.

Принятие участия в волонтерскую деятельности позволяет формировать условия, вектором направления которых являются развитие профессиональных навыков и компетенций, воспитание студенческой молодежи, отличающейся конструктивным мышлением, умением самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, справляться с трудностями профессионального, социального и личностного характера.

Большую роль в этом процессе играют учебные заведения. Особенно это относится к высшим учебным заведениям, способствующим решению проблемы самоопределения студентов в системе жизненных ценностей, освоения ими новых социальных ролей, расширения диапазона проявления своих способностей, формирования профессиональной компетентности [4].

Развитие и популяризация добровольческого движения нацелены на увеличение уровня социальной активности студентов и считается одной из важнейших задач учебно-воспитательной работы в вузе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования к выпускникам предъявляются особые требования. Данные требования обозначены как профессиональные компетенции, которые свойственны определенному виду профессиональной деятельности, соответствующей программе бакалавриата.

В настоящее время высшее образование реализует компетентностно-ориентированный подход. Важными образовательными компетенциями в высшем профессиональном образовании являются компетенции, обращенные к развитию личности студента, что позволяет создать условия для развития самостоятельной, способной к быстрому приспособлению к профессиональной деятельности, конкурентоспособной, творческой продуктивной личности студента. Кроме того, современному студенту предъявляются требования готовности действовать в нестандартных ситуациях и взять на себя ответственность за принятые решения.

Именно на студенческую молодежь возлагается ответственность за активное вовлечение в волонтерскую деятельность. Участие в добровольческой деятельности для студента становится важным условием формирования необходимых общекультурных компетенций (для студентов гуманитарных направлений — общепрофессиональных компетенций), освоения социальной практики, приобретение и укрепление социальных и деловых связей, углубления коммуникативных навыков, расширения знаний о социальной среде.

Говоря о «формировании профессиональных компетенций» у студента подразумевается процесс, включающий в себя создание методов и условий для достижения определенного результата, то есть образованных компетенций, значимых в обеспечении конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.

Участие будущих специалистов в добровольческом движении способствует формированию стабильного и сплоченного студенческого коллектива, а также влечет за собой значимые результаты для становления их профессионализма и формирования профессиональных компетенций. Такие как:

  • формирование и развитие организаторских и коммуникативных способностей студентов, создание навыков делового общения;
  • приобретение опыта планирования и организации коллективного общественно полезного дела, формирование творческих способностей;
  • сопутствие формированию корпоративной культуры и приобретение опыта работы в коллективе, распределения обязанностей и ответственности;
  • содействие самореализации, самоутверждению молодых людей, развитие рефлексивных и регулятивных умений.

При организации добровольческой деятельности, нацеленной на формирование профессиональных компетенций, следует рассмотреть следующие компетенции:

1)       способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

2)       способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

3)       способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

В связи с этим, привлечение студентов в волонтерскую деятельность становится приоритетным направлением в профессиональном становлении личности будущего специалиста, так как содействует личному самосовершенствованию, развитию социокультурных ценностных ориентаций, навыков самостоятельной жизнедеятельности, молодёжных инициатив, приобретению социальной ответственности личности. Тем самым волонтерская деятельность содействует становлению жизненной позиции студентов, оказывает благоприятное влияние на процессы самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

Следующие компоненты необходимо учитывать при организации волонтерской деятельности студентов [2]:

  1. Мотивационный компонент.

Данный компонент направлен на развитие у студентов мотивации к оказанию бескорыстной помощи, приобретение положительного мнения о волонтерстве, направленность участников на предстоящую волонтерскую деятельность.

  1. Операциональный компонент.

Направлен на владение методами, приёмами волонтерской деятельности, а также на развитие профессиональных и специальных умений и навыков, необходимых для данной деятельности.

  1. Деятельностный компонент.

Данный компонент направлен на улучшение системы приобретённых знаний, умений и навыков, самостоятельное экспериментирование в области осуществления студенческих инициатив. Предполагает практическую часть, которой осуществляется в процессе самой волонтерской деятельность студентов.

Компетенции, развиваемые посредством волонтерской деятельности, зависят от наличия следующих факторов:

1)       наличие единомышленников, выступающих инициаторами, координаторами волонтёрской деятельности;

2)       создание и поддержание благоприятствующего морального климата, значимости добровольческого движения;

3)       осуществление добровольчества, как метода поднятия социального статуса студента;

4)       добровольческое движение организуется в соответствии с потребностями, причинами деятельности, учитывая возрастные особенности и социальную ситуацию;

5)       применение значимой для молодежи деятельности, как основы волонтерства [1].

Певная М. В. предъявляет следующие требования к созданию компетенций, в процессе организации волонтерской деятельности для «начинающих» добровольцев и кураторов [3]:

1)       добровольческая деятельность обязана быть частью внеучебной воспитательной работы со студентами;

2)       волонтерская деятельность должна включать в себя обучающий, процессуальный и рефлексивный составляющие;

3)       взаимодействие будущих педагогов с преподавателями должно развиваться по схеме «управление – координация – самоуправление».

Таким образом, можно сделать вывод, что участие студентов по направлениям волонтерской деятельности способствует созданию и развитию у них профессионально значимых компетенций. Организация взаимодействия студентов-волонтеров с многочисленными социальными группами является эффективным способом формирования культуры поведения в обществе, способствует развитию необходимых профессионально важных качеств. Тем самым волонтерская деятельность содействует становлению жизненной позиции студента, оказывает благоприятное влияние на процессы его самоутверждения, самореализации и самовоспитания.

Литература:

  1. Айбазова М. Ю., Лавринец К. Ю. Подготовка студенческой молодёжи педагогических вузов к организации волонтёрской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Вестник университета Российской академии образования. – № 2. – 2012.
  2. Ведерникова, Л.В., Поворознюк О.А. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования [Текст] / Л. В. Ведерникова, О.А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. – 2013 –. № 6.
  3. Певная М. В. Развитие волонтерства в России: проблемы и противоречия [Текст] / М. В. Певная // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – - №2.
  4. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Л. Е. Сикорская // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2. – С. 213-217. URL: https://cyberleninka.ru

 

Literature

  1. Ajbazova M. YU., Lavrinec K. YU. Podgotovka studencheskoj molodyozhi pedagogicheskih vuzov k organizacii volontyorskoj deyatel'nosti s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Tekst] / M. YU. Ajbazova, K. YU. Lavrinec // Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. – № 2. – 2012.
  2. Vedernikova, L.V., Povoroznyuk O.A. Professional'noe stanovlenie studentov v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya [Tekst] / L. V. Vedernikova, O.A. Povoroznyuk // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. – 2013 –. № 6.
  3. Pevnaya M. V. Razvitie volonterstva v Rossii: problemy i protivorechiya [Tekst] / M. V. Pevnaya // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2014. – №2.
  4. Sikorskaya L. E. Pedagogicheskij potencial dobrovol'cheskoj deyatel'nosti studencheskoj molodezhi [Elektronnyj resurs] / L. E. Sikorskaya // Znanie. Ponimanie. Umenie. – 2011. – № 2. – S. 213-217. URL: https://cyberleninka.ru