Международный туризм: современное состояние, проблемы и перспективы развития

International tourism: current state, problems and prospects of development

Исходя из последних опубликованных данных ЮНВТО последние 9 лет мы наблюдаем устойчивый рост объёмов международного туризма. Уровень оборота туристской индустрии в мире ежегодно возрастает в среднем на 4%, что говорит об образовании новой «жизненной потребности» у населения, которая выражается в их перемещении и в познании новых уголков Земли и культуры народов проживающих на ней. В данное время мы понимаем, что для многих людей путешествия стали неотъемлемой частью жизни. Молодые люди, семьи и граждане в возрасте ежегодно или каждые два года стараются проводить некоторое время в других городах и странах, что в свою очередь повышает значимость туризма в благосостоянии этих мест. Таким образом, в настоящее время туризм следует рассматривать в качестве одного из устойчивого элемента мировой экономики [8].

Туризм является отдельной отраслью в мировой экономической системе. Во многих странах он является основным видом хозяйства, где выступает в роли источника формирования ВВП, обеспечивает появление новых рабочих мест и является катализатором для развития всей инфраструктуры той или иной страны, региона или города, что приводит к мысли о том, что стабильный рост туризма является основным фактором роста экономики многих стран.

Тем не менее, как и любой другой сектор хозяйства стран, туризм имеет ряд свойственных ему проблем, требующих бдительное внимание. Международный туризм является одним из наиболее чувствительных видов деятельности человека, где имеют большое влияние политические, экономические, социальные, а так же и культурные факторы. Поэтому,  следует понимать, что туризм сопровождается с серьезным уровнем риска у предпринимателей.

По данным ЮНВТО, потенциал России позволяет принимать до 40 млн иностранных туристов в ежегодно, но лишь в случае повышения соответствующего уровня развития туристской инфраструктуры. В настоящее время количество туристов, приезжающих в Россию, составляет всего 24,551 млн, что не соответствует полному туристическому потенциалу страны [8].

Главные события международного туризма в 2018 г.

В 2018 г., среди основных целей поездок выделяются четыре: туризм с целью отдыха и рекреации (56% от всех туристских прибытий), леченый туризм (27%), деловой туризм (13%) и другие виды туризма (4%) [5].

Главным событием является увеличение туристских прибытий на территории азиатских стран, тихоокеанских островов и Африки. Европа продолжает удерживать планку самого посещаемого туристами континента, так 51% туристских прибытий наблюдается на территории Евросоюза. Касаемо мирового туристского дохода Европа занимает лидирующее место, набрав 39%, за ней идут Азиатские и тихоокеанские страны (30 %) и Африка (23%) [5].

Это объясняется тем, что Европа – является одним из первых континентов, на которых начал свое развитие туризм. За все время существования, на данной территории были созданы определённые условия, предоставление услуг и другие мероприятия для принятия большого количества туристов. Азиатские и тихоокеанские страны начали свое развитие в туристской индустрии по сравнению недавно. Так, туризм только начинает набирать свои обороты в этих странах. В будущем ожидается увеличение многих показателей азиатских стран, вследствие количества развивающихся в данном направлении стран и ежегодного улучшения предоставления услуг [4].

Главной причиной становления Африки на третье место в рейтинге стран, которые внесли наибольший вклад в мировой экономический оборот, является улучшение и облегчение визового режима во многих африканских странах. Так, например, политика ослабления визового режима в Эфиопии в сочетании с улучшением инфраструктуры в качестве регионального транспортного узла сделала страну самой быстрорастущей туристической страной Африки[1], где доходные показатели увеличившись в 2018 году на 48,6% и составив 7,4 миллиарда долларов [9].

Таблица 2: Рейтинг стран по международным туристским прибытиям за 2019 год

Страна

Международные туристские прибытия (млн.)

Изменения в сравнении с предыдущим годом

2019 г.

2019 г.

1

Франция

Н/И

Н/И

2

Испания

82.5

1.1%

3

Соединенные штаты Америки

79.3

-0.6%

4

Китай

65.7

4.5%

5

Италия

64.5

4.8%

6

Туриция

51.2

11.9%

7

Мексика

45

9 %

8

Таиланд

39.8

4.2%

9

Германия

39.6

1.8%

10

Соединенное Королевство

39.4

1.9%

 

 

Источник: International tourism highlights, UNWTO

Общий показатель вышеуказанных топ 10 стран по международным туристским прибытиям составил 40% по всему миру [5].

Таблица 3: Рейтинг стран по доходу за 2019 г.:

 

Страна

Годовая прибыль

Изменения в сравнении с предыдущим годом

2019 г.

2019 г.

1

Соединенные штаты Америки

214.1

-0.3%

2

Испания

79.7

2.9%

3

Франция

63.8

1.9%

4

Тайланд

60.5

3.2%

5

Соединенное Королевство

52.7

10.1%

6

Италия

49.6

6.2%

7

Япония

46.1

8 %

8

Австралия

45.7

9.1%

9

Германия

41.6

2.2%

10

Макао (Китай)

39.5

-2.9%

 

 

Источник: International tourism highlights, UNWTO

На долю вышеуказанных стран приходится 50% мирового дохода в  сфере туризма [5].

Исходя из предложенных таблиц мы наблюдаем несоответствие списка стран по международным туристским прибытиям и списка стран по прибыли. Франция, являясь наиболее посещаемой страной, стоит лишь на третьем месте по прибыли, а США, находясь на третьем месте в списке стран по посещаемости, получает наибольший доход в мире за 2018 г. Это легко объясняется географией стран. Франция – это страна, находящаяся в центральной части Евросоюза, издревле являясь неким европейским «транспортным узлом». Так, в статистику по международным прибытиям Франции входят не только те туристы, которые целенаправленно едут во данную страну, также туда включаются туристы, которые направляются в другие уголки Европы, которым необходимо сделать остановку на ночь на территории Франции [4].

Это подтверждают следующие факты: автомобильное передвижение среди туристов занимает 37% от всех видов транспорта, задействованных в туризме, также само понятие «турист», используемое во многих статистических данных, определяется, в качестве путешественника, который останавливается на территории стран более чем 24 часов.

Касаемо США, можно отметить, что это страна, находящаяся удаленно от других государств. Поэтому многие путешественники въезжают в нее с целью проживания на ее территории с сроком от нескольких недель до месяца [4].

Нахождение Таиланда на четвертом месте, после Франции, в рейтинге стран с наибольшим доходом в туристской индустрии, объясняется тем, что на государственном уровне развиваются политические проекты по улучшению качества туризма в целом и пересоздания имиджа страны, отходя от образа бюджетных дестинаций к образу страны, предоставляющей туризм класса люкс[2] [10].

Касаемо других азиатских стран, таких как Китай и Япония и их резкое увеличение дохода по сравнению с предыдущими годами, можно объяснить тем, что данные страны являются главными туристскими дистанциями на территории Азии.

Как мы говорили ранее, развитие индустрии туризма в данных странах началось недавно в сравнении с Европейскими. Так же как и во многих странах Азии в данных странах разрабатываются государственные программы по развитию туризма: разработка мирового имиджа страны, сохранение культурных ценностей и развитие влияния soft-power. Со временем ожидается увеличение показателей этих стран и возможное опережение европейских, вследствие двух причин: улучшение качества предоставляемых услуг во всех сферах, играющих ту или иную роль в индустрии туризма, а также большое количество азиатских стран, большинство жителей которых начнут отдавать азиатским странам благодаря недалёкому местоположению данных стран [4].

Исходя из предоставленного ежегодного отчета ЮНВТО по основным событиям и ключевым моментам международного туризма можно выделить такие основные пункты как [4]:

  1. В 2019 г. мы наблюдаем благоприятную экономическую обстановку. Так, мировой ВВП на 2018 г. поднялся на +3,6% в сравнении с предыдущим годом, также, колебания обменного курса валют за 2019 г. в целом остаются на умеренном уровне.
  2. Увеличение спроса на авиаперелеты. Так, наблюдаются увеличение международных пассажирских перевозок увеличились на +6%, стабильность цен на горючее, по сравнении с 1998 г. равняется в -60%, также количество пар-городов, соединенных единым воздушным маршрутом увеличилось за последние два десятилетия, достигнув более 20 000[3].
  3. Улучшение и облегчение процесса в получении виз. Так, количество выдаваемых электронных виз и виз при въезде на территорию стран увеличилось, также мы наблюдаем сокращение традиционных виз, например, в 1980 г. – 75 %, а в 2018 г. – 53 %.

Главным событием повлиявшим на многие отрасли мирового хозяйства стала вспышка вирусного заболевания COVID-19, вследствие чего, в период с 2020 по март 2021 международный туризм претерпевает наибольшие потери.

В первом квартале 2020 г., в связи с ситуацией пандемии, ЮНВТО была создана межсекторальный комитет по глобальному кризису Туризма с целью координирования, руководства и информирования, касательно принимаемых мер, направленных против распространения COVID-19, и смягчения их воздействия на работу индустрии мирового туризма, а также ускорения темпов возобновления работоспособности данного сектора экономики, используя последнюю полученную информацию [8].

В апреле 2020 г. была остановлена деятельность международного туризма. По данным из ежемесячного издания «Барометр международного туризма», созданным ЮНВТО, за декабрь 2020 г., показатели международных туристских прибытий снизились на 72% за первые восемь месяцев 2020 г. по сравнению с таким же периодом предыдущего года, вследствие введенных по всему миру ограничениями на поездки с целью сдерживания распространения вирусного заболевания, COVID-19.

Количество международных перелетов снизилось на 81% в июле и на 89% в августе – в период пика летнего сезона и самых загруженных месяцев в году. Тем не менее, несмотря на такое значительное снижение, в данном промежутке времени мы замечаем относительное улучшение состояния туризма, так как некоторые туристские направления начали вновь открываться, в основном в Европейском Союзе.

Количество международных туристских прибытий за период с января по октябрь 2020 г. составило менее 900 миллионов в сравнении с данными прошлого года, что привело к потере экспортных доходов от международного туризма в размере 935 миллиардов долларов США, что более чем в 10 раз превышает потери 2009 года под воздействием глобального экономического кризиса.

В связи с режимом пандемии первыми странами, потерпевшими значительные убытки стали – азиатские и тихоокеанские страны, в статистике которых мы видим снижение международных прибытий на 82% в период с января по октябрь 2020 г. Касаемо других стран, можно установить, что туристский поток стран ближнего востока упал на 73%, африканских стран – на 69% в европейский странах – на 68% и в странах северной Америки – на 68% [8].

Таким образом, за этот период времени, мы наблюдаем некоторые перемены в поведении туристского потока: так, наблюдается слабый спрос на выездные поездки, вследствие того, что многие туристы начинают отдавать предпочтение путешествиям на территории собственных стран, так индустрия внутреннего туризма туризм усиливает восстановление на нескольких крупных рынках, таких как Китай и Россия [5].

Тем не менее, некоторые страны показали малые улучшения показателя по международным туристским прибытиям – США, Германия и Франция.

За 2020 г. эксперты ЮНВТО ожидают спад показателей по международным перемещениям на 70-75%, т.е. их количество составит меньше на 1 миллиард по сравнению с предыдущим годом. Так, ожидается, что к концу 2020 г., что ущерб от ситуации с пандемией составит около 1.1 триллиона долларов США, что составит более 2 триллионов мирового ВВП [8].

К началу 2021 г. показатели международных прибытий снизились на 87%, как результат ожесточений выездных ограничений на территории некоторых стран, вызванных очередными вспышками заболевания. Так, в ЮНВТО[4] выводит нам таблицу по данным ЮНВТО,  показатель международных прибытий в 2020 г. снизился на 73%, а в январе 2021 – на 87 % по сравнению с 2019 г. (Повышение на 4%). Так, например, на февраль 2021 г., около 32% мировых дестинаций полностью закрыты для посещения.

Тем не менее, по данным ЮНВТО во второй половине 2021 г., мы сможем наблюдать рост показателей по международным прибытиям. Так, в наилучшем случае, в июле показатели поднимутся на 66% по сравнению с наименьшими показателями в 2020 г., либо в сентябре, где показатели поднимутся на 39%. 

Восстановление полноценного функционирования и отдачи индустрии международного туризма до состояния к 2019 следует ожидать лишь 2022-2024 гг., так как по мнению экспертов ЮНВТО главными факторами спада показателей в индустрии туризма являются ограничение на выезды во многих странах и сильно сниженное доверие у потребителей туристских продуктов. Считается, что глобальная вакцинация позволит постепенно восстановить доверие среди путешественников. [6]

Тем не менее, говоря о положительных последствиях вызванных пандемией, можно выделить следующие пункты [7]:

  1. Одной из главных целей мирового туризма является восстановление доверия путешественников к международным поездкам. Соответственно, ожидаются улучшения в предоставлении качественных туристских услуг;
  2. Государственные и деловые лидеры многих стран начали принимать во внимание необходимость поддержки и усиления работ я целью улучшения туристского сектора. Таким образом, многие государства оказали рекордный уровень финансовой и политической поддержки в 2020 г;
  3. Усиление работ над безопасным туризмом, который не только возможен, но и необходим;
  4. Планирование и внедрение инновационных решений в туристской сфере в вопросах о безопасности и благополучие путешественников в реалиях настоящего времени и возможных будущих.

Перспективы развития

9 декабря 2020 г. было проведено собрание комитета по глобальному кризису Туризма, где обсуждались нововведения в координации международных принципов и протоколов трансграничных поездок в целях безопасного и беспрепятственного возобновления туризма. Так, членами комитета были выдвинуты следующие пункты, которые были согласованы с ВОЗ [7]:

  1. Распространенность COVID-19 среди путешественников, по оценкам, вероятно, ниже, чем его распространенность среди общего населения. Это предположение объясняется тем фактом, что путешественники во время пандемии тщательно относятся к соблюдению санитарных норм, т.е. ношение защитных средств, своевременная сдача анализов и т.д. Таким образом, путешественники не должны рассматриваться как группа высокого риска, но должны вестись работы по следованию туристами основных санитарно-эпидемиологических правил и рекомендаций, которые применяются в странах их пребывания;
  2. Также, следуя мнению экспертов ЮНВТО, карантин и систематическое тестирование людей, которые воспользовались авиатранспортом для своего перемещения, не считается абсолютно верным решением в данной ситуации.

Заключение

Туризм является одним из основных секторов мировой экономики, значимость которой возрастает с каждым годом. Настоящие условия, сложившиеся из-за распространения заболевания COVID-19, лишь подтверждают данную мысль. Так, по данным из сайта ЮНВТО, кризис туристской индустрии нанес ущерб в размере 1.1 триллиона долларов США, что составляет 2% от мирового ВВП.

Также, наблюдается большое влияние туризма на социальную и экономическую сферы жизни: нельзя не оценить вклад индустрии туризма в развитие многих стран и отдельных регионов, оказывая стимулирующее влияние на их экономику и создавая новые рабочие места для населения.

Несмотря на все проблемные стороны 2020 г., можно выделить следующие пункты, которые сыграют большую роль в развитии туристского бизнеса в будущем:

  1. Принятие того факта, что туризм, будучи относительно молодой хозяйственной деятельностью во многих государствах, требует оказание определенной помощи. Так, для последующего развития потребуется сохранение финансовой и политической поддержки, что в будущем позволит создать четкую систему функционирования сложного межсекторного хозяйства, как туризм;
  2. Развитие и улучшение существующих мер для созданий условий безопасного туризма. Проведение исследований и их внедрение в практическую деятельность принесут вклад в развитие туристской индустрии;
  3. Обращение внимание на сторону развития внешнего туризма с целью создания дополнительных условий для устойчивого туризма;
  4. Суть индустрии туризма заключается в ее сложной и комплексной природе, которая включает многие элементы других направлений: средства коллективного размещения, предприятия питания, культурные организации, инфраструктура города, хороший уровень развития транспорта и т.д. Таким образом, вопрос о создании структурированной и понятной системы остается открытым для будущих исследований, которые позволят поменять натуру туризма в сторону устойчивости для развития туризма, как элемента мирового хозяйства в целом.

 

 

Список литературы:

  1. Александрова А. Ю. Международный туризм. – 1-е изд. – Москва: Аспект Пресс, 2002. — 470 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks.htm
  2. Боголюбова Е. В. Современные тенденции и перспективы
    развития международного туризма // Молодой учёный - сб.ст., 2017. – С. 52-55
  3. Квартальнов А.В., Чабанюк О.В. Современное Состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем, сб.ст., 2015 – С. 549-570
  4. CHRISTOFLE S. Tourisme de réunions et de congrès : mutations, enjeux et défis, Editions Balzac, Perpignan, 2014. – C. 204
  5. INTERNATIONAL TOURISM HIGHLIGHTS, UNWTO (World tourism organization), 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152 (дата обращения: 18.12.2020)
  6. SECRETARY GENERAL STATEMENT // UNWTO (World tourism organization), 2020. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.unwto.org/un-tourism-news(дата обращения: 26.12.2020)
  7. STATEMENT BY THE GLOBAL TOURISM CRISIS COMMITTEE // UNWTO (World tourism organization), 2020. [Электронный ресурс].– Режим доступа:https://www.unwto.org/news/global-tourism-crisis-committee-messaging (дата обращения: 26.02021)
  8. WORLD TOURISM BAROMETER UNWTO (World tourism organization), Volume 18, Issue 7, [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.e-unwto.org/toc/wtobarometereng/18/6 (дата обращения: дата обращения: 26.02.2021)
  9. Benzitouni A. Africa, 2nd Fastest Growing Tourism Region In The World /Benzitouni A. // Hospitality Net. –2019.– September [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hospitalitynet.org/news/4095186.html (дата обращения: 26.12.2019)
  10. Thailand continues to attract growing numbers of visitors as it diversifies its tourism offering / Oxford business group. – 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://oxfordbusinessgroup.com/overview/tapping-new-sources-visitor-numbers-increase-officials-look-diversify-offering (дата обращения: 26.02.2021)

 

References:

  1. Aleksandrova A. YU. Mezhdunarodnyj turizm. – 1-e izd. – Moskva: Aspekt Press, 2002. — 470 s. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://tourlib.net/books_tourism/aleks.htm
  2. Bogolyubova E. V. Sovremennye tendencii i perspektivy
    razvitiya mezhdunarodnogo turizma // Molodoj uchyonyj - sb.st., 2017. – S. 52-55
  3. Kvartal'nov A.V., CHabanyuk O.V. Sovremennoe Sostoyanie i perspektivy razvitiya sfery turizma v Rossijskoj Federacii // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem, sb.st., 2015 – S. 549-570
  4. CHRISTOFLE S. Tourisme de réunions et de congrès : mutations, enjeux et défis, Editions Balzac, Perpignan, 2014. – C. 204
  5. INTERNATIONAL TOURISM HIGHLIGHTS, UNWTO (World tourism organization), 2019. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152 (data obrashcheniya: 18.12.2020)
  6. SECRETARY GENERAL STATEMENT // UNWTO (World tourism organization), 2020. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.unwto.org/un-tourism-news (data obrashcheniya: 26.12.2020)
  7. STATEMENT BY THE GLOBAL TOURISM CRISIS COMMITTEE // UNWTO (World tourism organization), 2020. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.unwto.org/news/global-tourism-crisis-committee-messaging (data obrashcheniya: 26.02.2021)
  8. WORLD TOURISM BAROMETER UNWTO (World tourism organization), Volume 18, Issue 7, [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.e-unwto.org/toc/wtobarometereng/18/6 (data obrashcheniya: data obrashcheniya: 26.02.2021)
  9. Benzitouni A. Africa, 2nd Fastest Growing Tourism Region In The World /Benzitouni A. // Hospitality Net. –2019.– September 24th. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.hospitalitynet.org/news/4095186.html (data obrashcheniya: 26.12.2019)
  10. Thailand continues to attract growing numbers of visitors as it diversifies its tourism offering / Oxford business group. – 2019. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://oxfordbusinessgroup.com/overview/tapping-new-sources-visitor-numbers-increase-officials-look-diversify-offering (data obrashcheniya: 26.02.2021)

 

[1] URL: Hospitality Net – онлайн новостной ресурс о гостиничном бизнесе

[2]  Oxford business group – издатель и консультант, выпускающийежегодные инвестиционные и экономические отчеты

[3] URL: International Monetary Fund (IMF) and International Air Transport Association (IATA).

[4] https://www.unwto.org/taxonomy/term/347