ПРАКТИКА КАК НЕОТЪЕМЛИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

PRACTICE AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR THE PREPARATION OF UNDERGRADUATE STUDENTS

В настоящее время достижение нового качества образования является актуальной задачей, которая стоит перед современным отечественным образованием. Разрыв между ЗУН (знаниями, умениями и навыками), которые получает студент в ходе теоретического образования и производственными реалиями, с которыми сталкивается молодой специалист преодолевается в результате использования компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов.

Профессиональное развитие и становление будущего учителя немыслимо без изучения специальных дисциплин, а также дисциплин психолого-педагогического блока. Но, нельзя обесценивать роль практики в данном процессе, которая является важной частью профессиональной подготовки будущих учителей. Практика выступает в качестве промежуточного звена между теоретической подготовкой и решением практических задач, а также дает толчок к самовоспитанию и самосовершенствованию[2].

Основное назначение практики состоит в подготовке студентов бакалавриата к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков и профессиональной адаптации.

Все это повышает конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда.

Необходимо отметить, что важным в ходе подготовки и проведения практики является то, насколько сами студенты бакалавриата стремятся стать хорошими учителями, и насколько самостоятельно и осознанно организуют свой процесс профессионального развития, а также понимают ответственность за воспитание и развитие подрастающего поколения[1]. При этом студент к моменту прохождения практики должен не только иметь представление о существующих технических средствах и информационных технологиях, но и владеть методикой их использования в обучении, обладать умениями и навыками обращения с различными техническими средствами, уметь создавать и использовать современные дидактические материалы на занятии[3].

ФГОС ВО третьего поколения определяет, что особое внимание при подготовке студентов необходимо уделять компетенциям выпускника [4].

Выпускник ВУЗа должен обладать следующими основными характеристиками:

  1. способность, готовность и желание к непрерывному самообразованию и образованию;
  2. критическое мышление, мобильность и склонность к предпринимательству и принятиям рисков;
  3. культура отношений и поведения;
  4. способность к предприимчивости и творчеству (креативности);
  5. ответственность за результаты своего труда;
  6. толерантность и умение работать как самостоятельно, так и в команде.

ФГОС нового поколения в качестве основных категорий определяет «компетенции», «общекультурные» и «профессиональные» компетенции.

Под общекультурными компетенциями понимается совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Профессиональные компетенции определяются как способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность специалиста определена как интегральная характеристика, определяющая его умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, которые возникают в реальных ситуация педагогической деятельности.

В ФГОС ВО практики относятся ко второму блоку, который в полном объеме относится к вариативной части программы [4].

В ходе практики студенты получают опыт реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности, что составляет ценность такого вида учебной деятельности, как практика.

Практика студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль образовательной программы «Начальное образование» факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижневартовского государственного университета» осуществляется на базе общеобразовательных школ как города Нижневартовска, так и школ других муниципалитетов Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры.

Согласно учебному плану на практику у студентов, обучающихся на начальном образовании выделяется:

  1. в третьем семестре - Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности);
  2. в четвертом семестре - Производственная практика (Педагогическая практика);
  3. в шестом и седьмом семестрах - Производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);
  4. в восьмом семестре - Производственная практика (Преддипломная практика).

В рабочей программе Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности определены следующие виды заданий, которые необходимо выполнить студентам в ходе прохождения практики:

Оформление конспекта урока осуществляется по форме

Тема:

Цели:

Планируемые результаты:

Оборудование:

Оформление доски:

Ход урока

Этапы урока/структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма дневника для фиксирования протоколов наблюдений студентом уроков учителя и написания их педагогического и методического анализа в течение практики:

№ п/п

Дата

Предмет, цель наблюдения.

План наблюдения.

Наблюдение

Анализ

Выводы

 

 

 

 

 

Форма дневника для оценки деятельности студента в ходе практики

№ п/п

дата

предмет

Тема, цели урока

Анализ урока, воспитательного мероприятия

Отметка и подпись руководителя практики от профильной организации (руководителя практики от организации (НВГУ))

 

 

 

 

 

 

План внеклассного мероприятия по предмету

  1. Класс
  2. Тема внеклассного мероприятия.
  3. Цель и задачи внеклассного мероприятия.
  4. Форма проведения
  5. Используемая наглядность и ТСО.
  6. Развёрнутый конспект внеклассного мероприятия.
  7. Список используемых источников.

И схема его психолого-педагогического анализа и самоанализа.

Уже в ходе обучения каждому студенту необходимо осознавать, что после окончания высшего учебного заведения перед ним встанет проблема трудоустройства. Именно поэтому прохождение практики позволяет студентам объективно оценивать свои силы и возможности, и нацеливаться на дальнейшую работу в школе.

Опыт, прохождения студентами факультета педагогики и психологии практики, показывает, что задания, представленные в рабочей программе, позволяют сделать объективные выводы по полученным результатам и способствуют формированию профессиональной компетентности и готовности к будущей педагогической деятельности.

Литература

  1. Белан Т. Г. Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 484-487.
  2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2005.
  3. Павлова Я.В., Сакович С.И. Некоторые подходы к организации педагогической практики студентов Потенциал современной науки. 2015. № 8 (16). С. 109-111.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 от 04.12.2015 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».

Literatura

  1. Belan T. G. Prakticheskajapodgotovkaiosobennostieeorganizacii v pedagogicheskihvuzahUkrainy // Molodojuchenyj. — 2014. — №1. — S. 484-487.
  2. Kukushin V.S. Vvedenie v pedagogicheskujudejatel'nost'. Rostov-na-Donu, 2005.
  3. Pavlova Ja.V., Sakovich S.I. Nekotoryepodhody k organizaciipedagogicheskojpraktikistudentovPotencialsovremennojnauki. 2015. № 8 (16). S. 109-111.
  4. PrikazMinisterstvaobrazovanijainauki RF № 1426 ot 04.12.2015 g. «Ob utverzhdeniifederal'nogogosudarstvennogoobrazovatel'nogostandartavysshegoobrazovanija po napravlenijupodgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoeobrazovanie (uroven' bakalavriata) ».