PR-ИНСТРУМЕНТЫ В КОММУНИКАЦИИ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ С ЛОКАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Ресурсодобывающие компании ведут деятельность в различных регионах. При этом влияние таких предприятий на территорию и её население неоднозначно. Предприятия ресурсодобывающей отрасли  являются градообразующими, они создают рабочие места, стимулируют развитие экономики и социальной сферы  региона. Но их деятельность приводит к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, ухудшению здоровья местного населения. В связи с чем вопрос исследования эффективных способов построения лояльного отношения локальной общественности к деятельности ресурсодобывающих предприятий с помощью PR-инструментов является актуальным.

К локальной общественности ресурсодобывающей компании относят: местное население, сотрудников, семьи сотрудников, органы государственной власти, средства массовой информации, общественные организации [2].

Для стабильного существования и поступательного развития ресурсодобывающие компании используют различные PR-инструменты, которые можно объединить в две группы:

  1. Внешние коммуникации, которые направлены на формирование репутации предприятия, партнерами, СМИ, населением, взаимодействие с органами государственной власти, которое позволяет лоббировать интересы предприятия [2].
  2. Внутрикорпоративные коммуникации, которые формируют имидж предприятия среди сотрудников. Согласно Бобылёвой М.В., «внутрикорпоративные коммуникации представляют собой систему горизонтальных и вертикальных, формальных и неформальных связей внутри компании, позволяющих осуществлять обмен информацией между сотрудниками, формировать корпоративную культуру и создавать благоприятный имидж работодателя в глазах персонала» [1].

Чтобы проследить, как PR-инструменты применяются на практике, рассмотрим PR-деятельность ресурсодобывающих компаний на примере угольной промышленности.

Угольная промышленность имеет специфические особенности продвижения, которые выделены в работе Дмитриевой Н.В. – «необходимость формирования имиджа социально-ответственной компании в связи с большой ролью угольных предприятий в экономике отдельных регионов, высокая значимость внутрифирменных коммуникаций, направленных на формирование имиджа компании среди её работников» [3]. В работе будут проанализированы PR-инструменты, соответствующие указанным специфическим особенностям.

ООО Восточная горнорудная компания (ВГК) –  одна из крупнейших российских экспортеров бурого угля в страны АТР, ведёт свою деятельность в Сахалинской области. ВГК стремится быть активным участником общественной и социальной жизни всего Сахалина и Углегорского района в частности – главного для бизнеса компании. Внешние коммуникации компании представлены такими видами PR-инструментов:

  1. Спонсорство, благотворительность, инвестирование. Компания принимает активное участие в развитии спорта и поддержке культурных проектов. ВГК с 2018 года выступает Генеральным спонсором областной Федерации бокса – оказывает материальную помощь обновлению и переоснащению секций и залов, поддерживает домашние и выездные спортивные мероприятия сахалинских боксеров.

Поддерживая культурные проекты, ВГК выступает  официальным партнером фестиваля телевизионных и художественных фильмов «Утро Родины».

Кроме того, ВГК инвестирует в развитие городской среды Углегорского района – в строительство дорог и объектов социального значения.

  1. Компания активно сотрудничает со СМИ. В местных газетах и на сайтах публикуются новости компании и мероприятия, проводимые ВГК. Предприятие ведёт аккаунт в социальной сети Инстаграм, где регулярно размещаются посты о деятельности. На официальном сайте ВГК представлена информация о компании, миссия, видение, отчеты о деятельности, мероприятиях по защите окружающей среды.

Публикуя материалы о своей деятельности и взаимодействуя со СМИ, компания ВГК соблюдает принципы доступности и информационной открытости, тем самым получая социальный отклик и поддержку населения.

  1. Благодаря взаимодействию с органами государственной власти с целью лоббирования интересов, ВГК удалось добиться включения в список резидентов Свободный порт Владивосток, что дало преимущества предприятию – пятилетние налоговые каникулы, режим свободной таможенной зоны, беспошлинный ввоз и вывоз товаров, сокращенные сроки получения разрешительных документов. Это в свою очередь открыло дополнительные возможности – открылось строительство 28-километрового конвейера на угольном месторождении, началась модернизация морского порта[1].

Таким образом, участие компании в вышеуказанных мероприятиях является эффективным средством внешней коммуникации с локальной общественностью, это долгосрочные инвестиции в устойчивое, стабильное существование предприятия. Такие события позволяют компании заявить о себе, показать благоприятное отношении компании к региону присутствия, проявить уважение к населению.

Что касается внутрикорпоративных коммуникаций компании, то они направлены на формирование лояльности сотрудников.

  1. Особое место среди внутрикорпоративных мероприятий занимают праздники, и не только профессиональные. Традиционно ВГК поздравляет сотрудников и их семьи с Новым годом – организуют шествие дедов морозов, раздачу подарков с символикой ВГК и проводят развлекательные программы. Важным праздником для предприятия и всего населения является День Шахтера, организацию которого ежегодно берёт на себя ВГК. Праздник проводится масштабно для всего города. ВГК публично награждает сотрудников, организует спортивную, концертную программы.
  2. У ВГК разработан свой фирменный стиль – на сайте компании представлен брендбук, в соответствии с которым оформляется корпоративный интерьер, рекламная и сувенирная продукция, одежда сотрудников. Все мероприятия компании проводятся под логотипом, используется атрибутика в фирменных цветах компании. Оформление в корпоративном стиле офиса, одежды сотрудников, предметов общего пользования, канцелярских товаров способствует укреплению корпоративного духа сотрудников, помогает их сплотить, развить командный дух и дать ощущение сопричастности общему делу [4].

Важность использования PR-инструментов промышленными предприятиями доказывают и негативные примеры, связанные с деятельностью компаний ресурсодобывающего сектора. В качестве примера проанализируем ситуацию в порту в г. Находка, где перегружали каменный уголь для транспортировки открытым способом, из-за чего образовывалась угольная пыль. Ситуация долгое время вызывала недовольство населения – проходили массовые митинги, писались публикации в СМИ, обращения в региональные и федеральные органы власти. Но от предприятия по открытой перевалке угля не было реакции – оно не сотрудничало со СМИ, не обращалось к населению, что в итоге привело к приостановке деятельности одного из крупнейших предприятий Находки – АО «Порт Восточные Ворота – Приморский завод» до устранения нарушений экологических норм.

Ещё один практический пример из Приморского края – Порт «Вера», который позиционирует себя как предприятие, которое заботится об окружающей среде. «Порт Вера» применяет такие PR-инструменты как спонсорство и проведение специальных мероприятий – предприятие выступает спонсором ежегодного фестиваля «Народная рыбалка», одним из партнеров ледового полумарафона Vladivostok Ice Run[2].

Тем не менее, население страдает от угольной пыли, которая образовывается от деятельности компании. На официальном сайте предприятия сказано, что «Порт «Вера» использует современные технологии при эксплуатации терминала, что исключает негативное воздействие на окружающую среду. Тем не менее, в СМИ публикуются материалы о негативном влиянии компании и о том, что предприятие тратит немалые деньги на PR, замаскированный под социальные проекты, но фактически не вкладывается в экологическую безопасность производства. Проблема угольной пыли остаётся актуальной, население страдает, несмотря на применяемые компанией PR-инструменты.

Рассмотренные примеры доказывают важность регулярной, планомерной работы с локальной общественностью. Компаниям, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду важно реагировать на обращения и жалобы общественности, подкрепляя это реальными действиями. В ином случае PR-инструменты не будут эффективны.

Таким образом, в работе были рассмотрены несколько примеров использования ресурсодобывающими компаниями PR-инструментов. Результат применения PR-инструментов ВГК в том, что с каждым годом компания поступательно наращивает объёмы добычи, достигает запланированных показателей, увеличивает численность сотрудников и при этом мирно существует в регионе, не вызывая недовольства и негатива со стороны местного сообщества. Грамотное построение отношений с локальной общественностью при помощи PR-инструментов позволяет ВГК соблюдать баланс – добывая ресурсы и неизбежно воздействуя на окружающую среду, предприятие возмещает это региону присутствия, вкладывая средства в его развитие, которое осуществляется не только в документах компании и публикациях СМИ, но и в действительности на практике. В случае с компаниями угольной отрасли Приморского края мы видим, к чему приводит игнорирование обратной связи от локальной общественности. Пренебрежение PR-инструментами, либо неправильное их использование может привести не только к растущему недовольству местного сообщества, но и к приостановке деятельности компании.

Анализ практического применения PR-инструментов в деятельности ресурсодобывающих компаний доказал, что связи с общественностью – важнейшее направление коммуникационной стратегии ресурсодобывающих предприятий. Главной целевой аудиторией воздействия PR-инструментов являются сотрудники компании и местные сообщества, органы государственной власти, СМИ. Особенностью использования PR-инструментов ресурсодобывающими компаниями является их цель – согласование интересов предприятия и общественности, а также формирование долгосрочных, доверительных отношений локальной общественности к деятельности предприятия.

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Бобылёва, М. В. Роль внутрикорпоративных коммуникаций в системе управления персоналом организации / М.В. Бобылёва / Интерактивная наука. 2019. № 4 (38). С. 34-35.
  2. Введенская М.В. Предпосылки возникновения и развития PR в промышленности / М.В. Введенская / Экономика и менеджмент инновационных технологий – 2016. – № 4 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/10916
  3. Дмитриева Н.В., Габинская О.С., Чистякова Г.В. PR-деятельность предприятий угольной промышленности в социальных сетях // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – С. 1417-1432. – doi :10.18334/eo.9.2.40655
  4. Якунина Е.М. Организация и специфика работы PR-отдела на промышленном предприятии / Е.М. Якунина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». – 2018. – Т. 6, № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

 

[1] ООО Восточная горнорудная компания [Электронный ресурс]: Официальный сайт  компании.  – Режим доступа: https://www.eastmining.ru/

[2]  «Порт «Вера - УК «ВостокУголь» [Электронный ресурс]: Официальный сайт  компании. – Режим доступа: https://vostokcoal.ru/assets/porte-vera/