КАРАТЭ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

KARATE AS A MEANS OF DEVELOPING FLEXIBILITY OF 8-9 YEARS OLD SCHOOLS

Каратэ-до является одним из самых популярных и массовых видов спорта и боевых искусств в мире. За более, чем столетнюю историю своего развития каратэ потерпело значительные изменения как в технике, так и в принципиальных аспектах. Сегодня во всем разнообразии стилей, направлений и школ может ориентироваться, вероятно, лишь искушенный специалист. С каждым годом количество мастеров и новых последователей увеличивается. Сформированная в начале прошлого века Гитином Фунакоси и его соратниками система каратэ-до стала действительно одним из лучших способов физического и нравственного воспитания.

          Со временем вся практика каратэ-до разделилась на два больших направления: спортивное и традиционное. Правила проведения спортивных поединков исключают наиболее эффективные и действенные приемы. Главной целью становится достижение спортивных результатов, а глубокое комплексное изучение каратэ-до как искусства уходит на задний план.

          Традиционное каратэ отличается более фундаментальным подходом, не исключая при этом соревновательную практику. Кроме того, оно открыто для всех желающих, тогда как дорога к спортивным успехам по силам лишь тем, кто обладает соответствующими физическими и психическими данными.

          Огромное количество трудов посвящено изучению факторов, влияющих на развитие таких качеств как: гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость. Широкий поток новых научных исследований помогает улучшить методику развития физических качеств каратистов.

В рамках выше обозначенных положений, В.М. Гелецкий, Е.В. Панова, Т.С. Лисицкая  и др. отечественные авторы выделяют, что с проявлением гибкости, связано выполнение любого действия, позволяющее выполнять движения с необходимой амплитудой. Одним из наиболее важных факторов является хорошая гибкость, она помогает добиваться высоких спортивных результатов.

Каратист, обладающий развитым качеством гибкости, лучше использует все остальные качества, такие как сила, ловкость, быстрота, выносливость. Он быстрее охватывает изучение техники из своего вида спорта.

Между тем  такие ученые как :Н.В. Зимкина, Н.Я. Алисов, Р.А. Белов, А.В. Коробков и другие говорят о том, что вопрос о методах развития гибкости в настоящее время изучен недостаточно.

Одной из главных задач, как отмечает А.П. Матвеев, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего уровня развития физических качеств. Под термином физические качества понимается системно структурированные психобиологические свойства человека, регулирующие все многообразие форм и видов его двигательной активности.

Педагогическая цель тренировочного процесса в обучении восточным единоборствам заключается в воспитании физической и духовной культуры личности посредством соблюдения основных принципов, самым специфичным из которых является принцип медитативности. Он заключается в своеобразном отключении от реальности в моменты отработки техники.

Дедукция опыта подготовки молодых каратистов говорит о исключительном разнообразии средств, нацеленных на развитие гибкости. В нынешней практике применяется большое множество упражнений общеподготовительного, вспомогательного и специального характера, которые обеспечивают повышение подвижности в различных суставах. Многие их данных упражнений носят уникальный характер и соответствуют специфическим требованиям данного вида спорта.

При выборе упражнений для развития гибкости каратистов необходимо концентрировать внимание на тех мышцах, которые имеют недостаточную растяжимость и могут ограничивать амплитуду подготовительных упражнений, отрицательно влиять  на технику каратиста. К примеру, рациональная работа ног при ударах  в верхний уровень  обусловливается  не только растяжением мышц, которые позволяет максимально разогнуть ногу в голеностопном суставе, но и икроножной мышцы, неудовлетворительная растяжимость которой может ограничивать сгибание стопы. Результативность работы ног в спаррингах зависит от растяжимости  мышц  передней и задней поверхности бедра.

Существующие средства, которые используются для развития гибкости всех звеньев тела, делятся на несколько групп:упражнения для развития активной гибкости, упражнения для развития пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости используется множество упражнений, которые выполняются с помощью другого человека и с помощью различных приспособлений, утяжелений.

Для развития активной гибкости используются упражнения, которые выполняют либо с отягощениями,  либо без. Существует огромное множество таких упражнений: маховые, рывки, пружинистые движения, наклоны. При использовании отягощений увеличивается эффективность развития данного качества. Вследствие увеличения амплитуды движений за счет инерции упражнений с отягощением. При выполнении таких упражнений, необходимо соблюдать правила безопасности, поскольку данные  упражнения имеют высокую травмоопасность.

Для развития гибкости каратистов выбранные упражнения могут выполняться отдельно от тренировочных занятий. Однако, тренера чаще всего используют упражнения в комплексных занятиях. Где помимо гибкости развиваются и другие качества спортсмена.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агишев, Р. Методика развития гибкости [Текст] / Р. Агишев // Спорт в школе. – 2011. – № 10. – С. 30-32.
  2. Арзютов, Г.Н. Методология теории поэтапной многолетней подготовки спортсменов в единоборствах [Текст] / Г.Н. Арзютов, Ю.А. Бородин // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 2. – С. 7-10.
  3. Валиахметов, Р. М. Физическое воспитание учащихся [Текст] / Р.М. Валиахметов. - Уфа, 1996.- 46с.
  4. Головихин, Е.В. Построение учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах, специализирующихся на каратэ и кикбоксинге [Текст]/Е.В. Головихин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 4. – С. 68-71.

SPISOK LITERATURY

  1. Agishev, R. Metodika razvitiya gibkosti [Tekst] / R. Agishev // Sport v shkole. – 2011. – № 10. – S. 30-32.
  2. Arzyutov, G.N. Metodologiya teorii poetapnoj mnogoletnej podgotovki sportsmenov v edinoborstvah [Tekst] / G.N. Arzyutov, YU.A. Borodin // Fizicheskoe vospitanie studentov. – 2010. – № 2. – S. 7-10.
  3. Valiahmetov, R. M. Fizicheskoe vospitanie uchashchihsya [Tekst] / R.M. Valiahmetov. - Ufa, 1996.- 46s.
  4. Golovihin, E.V. Postroenie uchebno-trenirovochnogo processa v detsko-yunosheskih sportivnyh shkolah, specializiruyushchihsya na karate i kikboksinge [Tekst]/E.V. Golovihin // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. – 2008. – № 4. – S. 68-71.