Проблемы реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий

Problems of implementation of the constitutional right to hold public events

В части 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека[1] имеется такое положении: каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах[2] гласит: «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[3] содержит следующую норму: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов». В Конституции Российской Федерации также закрепляется право на свободу мирных собраний в 31 статье:  «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Конкретизирующие нормы Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривают уведомительный характер публичного мероприятия, то есть органы власти не могут воспрепятствовать воле граждан провести публичное мероприятие. Однако, существует ряд ограничений, установленных в настоящем законе. Так, например, в ч. 2.2. ст. 8 содержится право субъектов Российской Федерации определить места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий: « В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры». Также в ч. 6 ст. 12 данного Федерального закона содержится положение, позволяющее органу исполнительной власти субъекта РФ предложить организатору изменить место и (или) дату проведения мероприятия вследствие обстоятельств, из-за которых не может быть обеспечена безопасность участников мероприятия:  «В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения». Число возможных предложений законодательно не определено, орган исполнительной власти может несколько раз предложить перенести  даты или место публичного мероприятия, что, вероятно, приведет к потере смыла такого мероприятия  . Из-за таких положений в законодательстве о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях у многих граждан складывается впечатление, что исполнительный орган субъекта наделен полномочиями по отказу в проведении публичного мероприятия, которыми он активно пользуется. Поэтому люди и выходят на «несанкционированные» мероприятия, что служит поводом для привлечения их к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ[4]: «Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния».   Число привлеченных к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ растет с каждый годом, так, например в 2018 наказание понесли 4488 граждан РФ. В 2019 уже 4939- докладывает ресурс ОВД-Инфо[5].

Обеспокоенность ситуацией со свободой собраний в Российской Федерации проявляют и  международные инстанции. В меморандуме комиссара по правам человека от сентября 2017 года[6] сказано, что в РФ существуют нескорые ограничения в праве граждан на проведение публичных мероприятий (жесткая регламентация в плане определения места мероприятия, суровая ответственность за участие в «несанкционированных» акциях) , которые требуется устранить: «Также целесообразно включить в законодательство четкие нормы, устанавливающие презумпцию в пользу проведения публичных мероприятий, и принципы пропорциональности и недискриминации, а также создать надлежащие механизмы и процедуры, гарантирующие свободу собраний на практике, без излишнего бюрократического регулирования. Кроме того, Комиссар рекомендует добавить в нормативно-правовую базу отдельные положения, регулирующие спонтанные и одновременные собрания, а также четкую и быструю процедуру разрешения споров между организаторами публичных мероприятий и властями».

Таким образом, государству требуется проработать институт права граждан на проведение публичных мероприятий. Вероятно, следует исключить некоторые положения о запретах на проведение мероприятий в определенных местах или смягчить их, ибо такие запрещенные места зачастую выпадают на центральные улицы городов, и собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование теряет совой смысл, что подталкивает людей выходить на «нерайонированные мероприятия», Также хорошо было бы ограничить число возможных предложений  органов власти о переносе мероприятия в другое место или другое время, так как в случае нескольких запретов граждане могут выйти на мероприятие без уведомления органа власти. Мне кажется, что подобные  изменения  помогут воссоздать уведомительный характер мероприятия и бороться с «несанкционированными» мероприятий, которые могут быть опасны для их участников, жителей города и инфраструктуры.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета.

2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета

3. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 217A (III) от 10 дек. 1948 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 02.04.2021)

4. Международный пакт о гражданских и политических правах. [Электронный ресурс]: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml  (дата обращения: 02.04.2021)

5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163. С. 677– 740.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021)/ /Российская газета.

7. Данные о рассмотрении дел по статье 20.2 КоАП/ ОВД-Инфо [Электронный ресурс] URL:https://data.ovdinfo.org/20_2/ (дата обращения: 02.04.2021)

8. МЕМОРАНДУМ КОМИССАРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА О СВОБОДЕ СОБРАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Страсбург, 5 сентября 2017 г./  [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/1680758b23 (дата обращения: 02.04.2021)



[1] Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 217A (III) от 10 дек. 1948 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 02.04.2021)

[2] Международный пакт о гражданских и политических правах. [Электронный ресурс]: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URl: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml  (дата обращения: 02.04.2021)

[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163. С. 677– 740.

[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021)/ /Российская газета.

[5] Данные о рассмотрении дел по статье 20.2 КоАП/ ОВД-Инфо [Электронный ресурс] URL:https://data.ovdinfo.org/20_2/ (дата обращения: 02.04.2021)

[6] МЕМОРАНДУМ КОМИССАРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА О СВОБОДЕ СОБРАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Страсбург, 5 сентября 2017 г./  [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/1680758b23 (дата обращения: 02.04.2021)