ОТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - К ТВОРЧЕСТВУ (ИЗ ОПЫТА)

From the development of speech to creativity (From experience)

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Выделяются следующие периоды речевого раз Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о её внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике. В данной статье хочу поделиться опытом своей работы. Цель: обобщить и систематизировать методы и приемы по развитию речи младших школьников, применяемые мной в практической деятельности Задачи:
  • Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание аудио и др.);
  • Обеспечить создание речевых ситуаций;
  • Обеспечить правильное усвоение достаточного лексического запаса грамматических форм, логических связей, активизировать употребление слов;
  • Развитие творческой речевой деятельности;
  • Воспитание интереса и уважительного отношения к слову.
При решении задач эффективным является развитие следующих коммуникативных умений:
  • Умение слушать и слышать другого.
  • Умение участвовать в свободной беседе.
  • Умение быть внимательным к самому себе и окружающим.
  • Умение понимать чувства и настроение.
  • Умение осмысливать свои поступки и поступки других.
            Актуальность выбора моей темы диктуется потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, творчеством, умеющих ставить и решать новые задачи. В своём выступлении я основное внимание уделила именно развитию речевому творчеству в условиях реализации ФГОС. В примерной программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.              Ожидаемые результаты: преемственность и развитие Каждый ребенок талантлив и способен от природы. Тот, у кого развита речь, может грамотно излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы, находить решение не только на родном языке (якутском) языке, но и на других языках. Как помочь ребенку раскрыться, показать свои возможности и способности к речевому творчеству? В своё время создатель народной педагогики Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Игра- огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Да и современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и взрослых успешнее решают те проблемы и задачи в игровой форме. Какие приемы и методы работ для этого использовать?  Я хочу поделиться своим опытом работы. Направления речевой деятельности:
  1. Речевая игра.
  2. Речевое творчество.
Первое направление речевой деятельности- речевая игра. На уроках можно использовать методы активного обучения: рассказ по кругу, эстафета-рассказ, вербальные формы общения с помощью мимики, жестов, пантомимы. Детям дается большая возможность общаться между собой, раскрыть свои способности, искать и найти собственные точки зрения. А теперь хочу подробнее остановиться на каждом виде речевой игры. 1.Рассказ по кругу. Учителем (ребенком) определяется речевая ситуация. Например, «Узнай, что- либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом». Итак, мотив высказывания задан. Дети речевого общения вступили в игру. Ведущий начинает рассказывать: «Однажды я спросил своего друга о том, что больше всего он любит». Петя начал рассказывать: «Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно постучали в дверь. Я открыл и увидел….   Дальше продолжает следующий ребенок и т. д. Заканчивает рассказ ведущий. 2.Эстафета- рассказ. Цель данной игры- активизировать спонтанную речь детей. Провожу эстафету двух команд: кто за определенное количество времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры пишет только одно- два предложение к уже написанному. Тема рассказа определяется самими детьми, например, «Что я знаю о Доброте…», «Это было недавно…». 3.Игра - мимики и жестов. Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для выполнения такого задания надо создать речевую ситуацию, чтобы вызвать нужное эмоциональное состояние. Например, дети произносят фразу, я восхищаюсь, представляя себе следующие ситуации:
  • Тебе преподнесли подарок, вырази свое удовольствие;
  • Ты на берегу реки Лена, окрестности очень красивы, ты очень рад, что попал в эти места, вырази свою радость.
  • Ты видишь котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, вырази это чувство.
Можно предложить детям произнести слово или фразу, сопровождая их разными жестами, например, Все было хорошо:
  • Приложите руку к сердцу (подтекст: Спасибо).
  • Приложите обе руки к груди (подтекст: Я говорю это от всей души, искренне).
Можно сюда отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки), которые предполагают различных ролей в воображаемых ситуациях. Так же можно провести инсценировку. Здесь проводится работа над постановкой голоса детей мимикой и жестами. Такие задания с игровыми моментами являются основой для развития творческих способностей.          Следующее направление речевой деятельности – речевое творчество. Развитие связной устной и письменной речи детей, развитее их речевого творчества обеспечивается при выполнении разнообразных типов речевых задач: 1.Сочинение стихотворений. Это работа побуждает детей высказывать свои мысли и чувства в стихотворной форме. Можно предложить рубрику «Я начну, а ты продолжи…». Например, Учитель: По тропинке шла                         1-й ребенок: А за ней котята шли, Красная Шапочка…                                           Помидоры ей несли.                                                                           2-й ребенок: Ягоды, грибы собирала И песенку напевала. Такая работа развивает у детей творческое воображение, память, мышление, а также служит хорошим средством развития чувство юмора.
  1. Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов.
Например,  бабочка             жеребенок             бегать. Этот вид работы требует от ребенка богатого словарного запаса, поиска разных вариантов словесного выражения мысли. 3 Составление поздравительной открытки, телеграммы, объявления. Здесь ребенок имеет возможность в письменном виде выразить свои мысли в соответствии с темой и жанром высказывания.      4.Сочинение. Особое место в развитии речи занимает сочинение. Сочинение- высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Творческое сочинение детей- бесценный материал для учителя. Задача учителя- вызвать желание у детей поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями, предоставить простор инициативе и индивидуальности ребенка.     5.Творческое сочинительство. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства…» с этими словами великого советского педагога Василия Александровича Сухомлинского я связываю следующую форму работы развития творческих способностей детей – это творческое сочинительство. Детей очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию. На уроках литературного чтения (1 раз в две недели) проводятся минутки творчества. Как я провожу эти минутки творчества?        Слово определяется в нашем представлении как о живом существе. Детям объясняется, что слово, подобно человеку, может радоваться, грустить и обижаться. Слово может быть или добрым, или злым, то есть внутри себя содержать или (+) или (-) заряд. После объяснения этого говорю: «Ребята, произнесите любое слово, ответьте доброе оно или злое. Определите его знак… А теперь представьте себе, что слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к данному слову (по принципу: «доброе тянется к доброму»). Подумав, дети называют. Образуется своеобразное магнитное поле слов. Эти слова пишутся на доске. У каждого ребенка свои варианты слов, происходит мыслительная деятельность. На основе этого следует задание: составить текст, определить его тип. Например, слово ВЕСНА (+). И слова, которые ассоциируются с ним: яркое солнце, дети, улыбка, праздник, радость, голубое небо, коньки и.т.д.   И каждый составляет свой рассказ. В результате выполнения таких работ у учащихся начальных классов расширяется тематический словарный запас, развиваются коммуникативные, творческие, познавательные способности, активизируется внутренняя и внешняя речь, пробуждается интерес к проектной, и в дальнейшем исследовательской работе. И дети показывают неплохие результаты.                                      Результаты учащихся
  • Баишева Кристина- победитель республиканской НПК «Ступеньки к творчеству»;
-победительреспубликанской экологической НПК «Мир вокруг нас»;
  • Баркинхоева Лиана-2 место в городской НПК «История родного края»,
- участник городской НПК «Наука. Общество. Прогресс.»;
  • Захарова Настя- номинант республиканской НПК «Ступеньки к творчеству»;
- участник городской НПК «История родного края»; -номинант городской НПК «Общество. Экология. Библиотека»
  • Дмитриева Аина- участник 1-х республиканских Аллахских чтений;
  • Иванова Маша с матерью Юлией Афанасьевной- отмечены поощрительнымпризом на городском конкурсе семейного чтения «Вместе с книгой вся семья»;
  • Литонин Влад- участник городского конкурса чтецов «Отец- основа крепкой семьи»;
  • Коллектив 1в класса- участник городского музыкально-литературного конкурса «Пусть свечи памяти горят»;
По окончании 4 класса мы собрали все творческие работы детей и сделали книжку.  Так, по итогам занятий по развитию речевого творчества у нас родился Сборник творческих работ учащихся. Дети с большой радостью ждут такие минутки творчества, у них горят глаза, пробуждается интерес к художественной литературе. И это, я считаю, немаловажно для учителя, для детей и родителей. Таким образом, данная работа способствует совместной деятельности семьи и школы, укреплению их связи.   Литература:
  1. АксёноваА.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» на уроках русского языка 1-4 классов:Кн. Для учителя.- 2-е издание., доп.-М.:Просвещение, 1991,-176 с.
  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
  3. Волина В.В. «Занимательноеазбуковедение»;
Literature:
  1. Aksenova A. K., Yakubovskaya, E. V. "educational games" on the Russian language lessons in grades 1-4:Vol. For teachers.- 2nd edition., extra-M.: Education, 1991,-176 C.
  2. Bolshova, T. V. Learn the tale. Development of thinking of preschoolers with the help of mnemonics T. V. Bolshova / SPb.,2005 — 71с.
  3. Volin V. "Entertaining uzbekovna";