ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ПРОДУКЦИИ

Перевозка скоропортящейся продукции представляет собой стратегически значимое звено в транспортной логистике. Такая перевозка может поставить любого участника перевозки в жесткие рамки соблюдения срока доставки груза на любом этапе работы непрерывной холодильной цепи (НХЦ), обеспечения его сохранности и качества.

Неопределенный процесс, сложное формирование полноценных групповых или маршрутных отправок, строгое соблюдение срока доставки, который не должен превышать срока хранения СПГ – все представленные моменты будут усложнять моделирование транспортной системы, взаимодействующей с «холодным» грузом. Однако, своевременная доставка качественной продукции является необходимым условием для социальной стабильности в обществе.

Сложность в перевозке скоропортящихся продуктов связана с тем, что в любой ситуации, как бы тщательно ни соблюдали все необходимые требования и правила и как бы четко ни был сформирован транспортировочный план, имеются риски не довезти продукцию в ее качественной форме.

К примеру, задержки в пути могут появиться по причине, независящей от перевозчика (закрыта дорога на ремонтные работы и необходимо ее объехать, затруднено движение в связи с аварией и т.п.), и увеличить период доставки настолько, что он превысит максимальный допустимый отведенный на перевозку срок.

В реальности, существуют различные факторы риска, сопутствующие перевозкам скоропортящейся продукции. Это, к примеру, обстановка на дорогах, некачественное дорожное покрытие, погодные условия (главным образом, внешний температурный фон), запыленный и загазованный воздух, микроорганизмы, влажность и др.

Для снижения уровня рисков, тем более необходимо четко следовать необходимому температурному режиму транспортировки, а также правилам упаковки грузов, их погрузки и размещения в кузове транспортного средства. Скоропортящиеся продукты, чаще всего, классифицируют по следующим основаниям – происхождение и температурный режим.

На основании происхождения существует:

  • продукт растительного происхождения: фрукт, овощ, зелень, гриб и т.д.;
  • продукт животного происхождения: мясная и рыбная продукция, яйцо, молочная продукция и др.;
  • продукт переработки: сыр, колбаса, консервы и пр.;
  • живые растения: цветок, саженец;
  • средства, которые используются в медицине: лекарство, кровь, плазма и т.п.

На основании уровня температурной обработки выделяется следующая продукция:

  • свежий груз: везется в собственном естественном состоянии без температурных обработок;
  • охлажденная продукция: требует температурного режим на уровне от -6 до +4°C;
  • замороженная продукция: хранится на диапазоне от -7 до -17°C;
  • глубокозамороженная продукция: везется при температуре от -18°C и меньше;
  • подогретая продукция: здесь температура перевозки увеличивается – выше, нежели температура окружающей среды.

Ситуация на мировом рынке в сегменте перевозок скоропортящейся продукции говорит о росте объема перевозимых «холодных» продуктов. Так, такая продукция будет рассмотрена далее.

Скоропортящиеся продукты, обычно, перевозят в холоде, что дает возможность переводить такие продукты на большое количество километров без потерь свежести.

Холодильный транспорт представлен различным транспортом – это и автомобили, железнодорожный, морской, речной транспорт. Все они имеют специальный ИПС; воздушный транспорт также применяется в момент перевозки СПГ, где подвижным составом являются воздушные суда гражданской авиации, а заданная температура поддерживается при помощи упаковки продукции и большой скорости следования, когда сроки доставки составляют не более одних суток и исчисляются несколькими часами.

СПГ имеет специфические свойства и качества, в основании которых находятся химико-биологические процессы, которые протекают в живых тканях.

Постоянная жизнедеятельность, ведущая к необратимым корректировкам качества продукции, требует от каждого участника в транспортно-логистической цепи оперативного реагирования на любую корректировку при продвижении СПГ от момента и места производства до момента и места реализации.

На рис. 1 выделены основные факторы, влияющие на перевозку СПГ и требующие от участников в перевозочном процессе единства и стабильного взаимодействия во время реализации каждого звена НХЦ.

 

Рисунок 1 – Факторы, оказывающие влияние на технологию перевозок СПГ[1]

 

Учитывая нюансы эксплуатации - автомобильный хладотранспорт отдельных видов хладотранспорта, а используется на короткие расстояния и именно:

  • осуществляет перевозку небольших объемов грузов (в основном розничных партий в реализационные холодильники);
  • морской хладотранспорт осуществляет перевозки импортной скоропортящейся продукции в международном трансконтинентальном сообщении;
  • речной хладотранспорт работает в привязке к географии крупных судоходных рек и характеризуется невысокой грузоподъемностью речных судов, а также узкой номенклатурой перевозимых СПГ.

Возможный вариант совершенствования «холодных» перевозок можно представить в виде привязки маршрутов продвижения грузопотоков СПГ к транспортным коридорам.

Транспортный коридор - один из наиболее обеспеченных и полнофункциональных представителей транспортной системы, в которой все элементы - транспортные пути, транспортные средства, транспортно-складские и логистические терминалы, информационное пространство, правовая база, квалификация персонала - являются полностью укомплектованными, доступными и качественными составляющими, позволяющими осуществить быструю, эффективную, надежную и дешевую доставку.[2]

Например, транспортный коридор ТРАСЕКА, который охватывает транспортную систему Каспийского региона, Центральной Азии, Южного Кавказа и Европы, обеспечивает перевозки зерна, хлопка, контейнеров, нефти, цветных металлов.

Коридор имеет развитую инфраструктуру и продолжает активно развиваться в рамках, обозначенных Стратегией по развитию международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия на период 2016-2026 гг.

На сегодняшний день информационные услуги, предоставляемые государственными и частными транспортными организациями, являются обширными, но они не отражают специфику технологического процесса и форс-мажорных ситуаций, которые могут возникнуть в момент следования со специализированным подвижным составом (рефрижераторный и изотермический).

Заметим, что именно государственный холдинг, занимающийся контролем технологии перевозки и имеющий соответствующую ресурсную базу (организационную, технологическую, техническую, правовую), будет обеспечивать своевременное реагирование на форс-мажорные моменты, возникшие во время перевозки.

Основной эффективный рычаг для воздействия на такие моменты -  развивать информационную логистику (E-Logistics) при учете современных возможностей телематики –к примеру, глобальная система определения местоположения транспорта на базе спутника (GPS).[3]

Задачи такой системы в рамках организации «холодных» грузоперевозок можно увеличить до контроля соблюдения режима перевозки СПГ в изотермическом подвижном составе и целостности транспортной единицы.

 Учитывая уровень развития современных информационных ресурсов, степень развития и популяризации международных транспортных коридоров, появляется возможность улучшить технологический процесс перевозки скоропортящихся грузов в изотермическом подвижном составе, своевременно реагировать на форс-мажорные ситуации, возникающие в процессе продвижения «холодных» грузопотоков в непрерывной холодильной цепи.

Таким образом, повышается конкурентоспособность хладотранспорта в сегменте транспортном рынка скоропортящихся грузов и единой транспортной системе в целом.

 

Литература

  1. Ворон О. А. Аспекты совершенствования перевозок скоропортящихся грузов в составе непрерывной холодильной цепи / О. А. Ворон, И. Г. Морчиладзе // Транспорт Российской Федерации. - 2014. - №1(50). -С.40-45.
  2. Доценко Ю. В., Петрушина А. В. Статья: «Варианты усовершенствования перевозок скоропортящихся грузов в условиях нестабильности грузопотока» // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта, - 2016.
  3. Кузнецов Л. А. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности / Л. А. Кузнецов, Я. Я Эглит, А. В. Кириченко // Транспорт Российской Федерации. - 2013. - №1 (44). - С.30-33.

 

[1] Ворон О. А. Аспекты совершенствования перевозок скоропортящихся грузов в составе непрерывной холодильной цепи / О. А. Ворон, И. Г. Морчиладзе // Транспорт Российской Федерации. - 2014. - №1(50). -С.40-45.

[2] Кузнецов Л. А. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности / Л. А. Кузнецов, Я. Я Эглит, А. В. Кириченко // Транспорт Российской Федерации. - 2013. - №1 (44). - С.30-33.

[3] Доценко Ю. В., Петрушина А. В. Статья: «Варианты усовершенствования перевозок скоропортящихся грузов в условиях нестабильности грузопотока» // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта, - 2016.