ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТАВКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

INCREASING THE EFFICIENCY OF DELIVERY PERISHABLE FOOD PRODUCTS BY ROAD TRANSPORT

Важнейшим аспектом социально-экономической государственной политики является формирование условий для своевременного удовлетворения потребностей граждан в качественных продовольственных продуктах. Обеспечение человека продуктами питания в требуемых объемах и с надлежащими качественными характеристиками – это комплексная и довольно сложная задача, куда входят разные аспекты деятельности властных органов, предпринимателей и населения. Основное направление в анализируемой деятельности заключается в производстве и доставке пищевой продукции до потребителя.

Среди всей совокупности продовольственных продуктов, большинство относится к продуктам, которые входят в группу скоропортящихся. Номенклатура скоропортящейся пищевой продукции (СПП) является значительной и разнообразной не только по числу относящихся к данной группе пищевых продуктов, но и по требованиям, которые предъявляются к хранению такой продукции.

Эти особенности говорят об определенной специфике, выделяющей скоропортящуюся пищевую продукцию среди иных продуктов питания. Данная специфическая особенность связана с необходимостью поддержания определенной температуры (а в некоторых ситуациях учитывается и влажность) в течении всего периода времени существования СПП с начала производства продукции и до момента ее потребления. Так, можно обеспечить высокий уровень качества доставляемых продуктов, именно от этого зависит безопасность людей.

Невыполнение необходимых правил по хранению и перевозке какой-либо скоропортящейся продукции является следствием того, что она переходит из группы скоропортящихся в группу опасных для здоровья, а в некоторых ситуациях и для жизни населения.

Так, деятельность в сфере доставки скоропортящейся пищевой продукции (СПП) по своему значению относится к актуальной. Это ведет к необходимости изучения, исследования и решения существующих проблем в этой сфере.

Исследования по анализируемой тематике посвящаются разным вопросам теоретического и методического обеспечения деятельности в сфере перевозки разных грузов, сюда же относятся и скоропортящиеся продукты.

Роль транспорта и логистики, развития и использования логистических центров отражены в работах таких авторов, как Ханин Д. М., Рябов И. М., Лебедь Е. М., Коцюк М. А., Горяева И. А., Коробова М. А. и многих других.

Но исследование научных трудов в анализируемой области говорит о недостаточной проработанности вопроса доставки СПП при учете их специфических особенностей. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод об актуальности темы исследования, которая связана с разработкой рекомендаций, направленных на повышение уровня эффективности доставки СПП с применением автомобильного транспорта.

На сегодняшний день не сформированы эффективные механизмы управления доставкой СПП, которые бы отвечали требованиям рыночной системы хозяйствования.

В такой ситуации участники этого процесса функционируют разобщенным образом, а это отражается на эффективности деятельности. Стоит отметить, что низкий уровень эффективности доставки СПП оказывает отрицательное влияние на конечные результаты данной деятельности.

Существенный фактор, определяющий уровень эффективности доставки скоропортящейся продукции, - это своевременная доставка при соблюдении необходимой температуры и иных критериев на всей цепи поставки, так будет выполнена основная цель - максимальное сохранение качества СПП.

Так, для того, чтобы повысить эффективность доставки, требуется использовать решение, при котором выделяется вся цепь поставок (ЦП), а не отдельное ее звено. Доставку СПП можно осуществлять различными видами транспорта и различными конфигурациями цепей поставок. Во время выбора определенного варианта доставки компания-оператор, главным образом, руководствуется следующими факторами:

  • стоимость доставок;
  • скорость доставок;
  • обеспечение сохранности качества продукции.

Выбор оптимальной формы доставки оказывает влияние на расходы организации. Так, в ходе проведенного анализа были определены схемы доставки, которые используются на данном этапе.

Изучим наиболее популярные схемы. Вариант доставки, представленный на рисунке 1, связан с присутствием на рынке нескольких производителей и определенных относительно небольших независимых потребителей. Потребитель в данной ситуации – это розничный магазин или розничная торговая сеть.

Рисунок 1 – Схема доставки СПП непосредственно от производителей потребителям

В данной ситуации потребитель будет работать непосредственно с каждым производителем на основе схемы прямых поставок. Такая форма работы выгодна для производителя при достаточно большом объеме партий закупаемой продукции, а также при заключении долгосрочного контракта с потребителем.

Также такая форма работы является приемлемой в том случае, когда производители и потребители территориально располагаются недалеко друг от друга (обычно, в пределах одного субъекта РФ), так потребитель может закупать мелкооптовые партии товаров.

Обычно, при таком варианте доставки СПП подвижной состав загружают у производителя, затем продукция едет в розничную торговую точку потребителя.

В данной ситуации перевозку может осуществлять как производитель или потребитель, так и могут привлекаться сторонние организации.

Но, в большей части ситуаций доставка по такой схеме, когда производители потребители располагаются в различных субъектах РФ на большом расстоянии друг от друга, - невыгодная. Исключением является крупный потребитель, закупающий большие партии продукции единовременно, это позволяет отправлять автомобильное средство с большой грузоподъемностью непосредственно одному клиенту.

Рассмотрим также одну из разновидностей первой схемы доставки – это схема, которая изображена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Схема доставки СПП от производителей (поставщиков) потребителям через посредников

 

В данном варианте доставки, продукция на пути от производителя к потребителю проходит через посредника. Это является следствием того, что ни производители, ни потребители не контролируют собственную цепь поставок.

Обычно, такая форма представляется возможной при доставке СПП из одного субъекта РФ в другой на большие расстояния. Эта схема будет не всегда оправданной, потому что удлинение цепей поставок с помощью участия разных посредников связано с ростом затрат на процесс доставки.

Следующее негативное последствие этого варианта доставки связано с тем, что производители уже не могут осуществлять контроль над всей цепочкой поставок своих изделий. Из-за этого производитель не гарантирует высокое качество продукции при продаже конечным потребителям, также производитель не может определить точную конечную стоимость. В некоторых ситуациях посредник самостоятельно устанавливает цену, по которой покупает СПП у производителя.

Так, является очевидным, что данная форма доставки не является выгодной для производителя СПП. Отметим, что вариант, изображенный на рисунке 2, также включает в себя логистический центр, находящийся у посредника. Но даже в этой ситуации не представляется возможным рассматривать всю цепь поставок в качестве единой интегрированной системы, потому что здесь нет необходимых связей и партнерских взаимовыгодных отношений.  Основной принцип такой работы – это получить прибыль, причем, обычно, имеет место несоблюдение необходимых технологических процессов.

Теперь перейдем к рассмотрению схемы, которая изображена на рисунке 3, она демонстрирует вариант доставки СПП в розничную торговую сеть. [4]

 

Рисунок 3 – Схема доставки СПП от производителей в розничную торговую сеть

 

Как правило, по такой схеме работают крупные розничные торговые сети, состоящие из большого числа магазинов в пределах относительно небольшой территории (крупные города). В указанной схеме доставки СПП вместо логистического центра (ЛЦ) используется распределительный центр (РЦ). Его принципиальное отличие от ЛЦ заключается в том, что РЦ не является независимой организацией, а выполняет функции по распределению продукции в рамках любой организации, как правило, розничной сетевой торговой компании. Также, еще одним важным отличием ЛЦ от РЦ, есть не обязательно наличие терминала у последнего. Так, в данной схеме в структуре РЦ отсутствует терминал.

На территории субъекта потребления имеется РЦ, который обслуживает определенную розничную сеть магазинов. Продукция от производителя поступает на территориальный РЦ, где она уже или распределяется по различным торговым точкам, или остается на кратковременное хранение до появления необходимости отправки продукции в торговую сеть.

Такая организация доставки СПП позволяет розничной торговой сети снижать расходы на доставку продукции за счет координации действий всех торговых точек сети. [4]

Следующая используемая в настоящее время схема доставки СПП изображена на рисунке 4. Она предусматривает доставку продукции собственными силами производителя.

Рисунок 4 – Схема доставки СПП в розничную торговую сеть силами самого производителя

 

Вся производимая продукция собирается на ЛЦ, принадлежащий производителю и расположенном в регионе производства. ЛЦ может выполнять роль центра консолидации СПП, в случае, если производственные мощности распределены по территории региона производства, или один производитель владеет несколькими производствами. Здесь проводится разделение продукции по регионам потребления.

В регионе потребления располагается РЦ, который также принадлежит производителю. В нем осуществляется координация и распределение продукции потребителям на территории данного региона. Как правило, это компании, которые не зависят от производителя. Однако часто бывает так, что производитель сам принимает участие в реализации своей продукции конечному потребителю. [5]

Перевозка может осуществляться как самим производителей (или его дочерними структурами), так и розничными продавцами самостоятельно или с привлечением сторонних предприятий.

Стоит отметить, что в такой схеме, при наличии двух и более центров, существенное значение следует уделять их эффективному взаимодействию и координации их работы. В данном случае центральным элементом системы доставки, координирующим всю работу, является ЛЦ, что располагается у производителя. А РЦ, расположенный в регионе потребления, координирует работу только в этом регионе.

При наличии крупных потребителей (оптовые продавцы или крупные розничные торговые сети) возможен вариант доставки непосредственно с ЛЦ на склад потребителя (сопутствующая информация в данном случае доставки СПП проходит через РЦ).

Однако, схемы доставки ШХП, изображенные на рисунке 3, и рисунке 4, не выгодны и практически недоступны для использования небольшими производителями и потребителями. Так как в первом варианте, схема доставки выстраивается потребителем, а во втором производителем.

Таким образом, схемы доставки приведены на рисунке 1-4, являются наиболее распространенными в настоящее время схемами доставки СПП и применяются в конкретных условиях, сложившихся на рынке поставок СПП.

В то же время, каждая из этих схем, как правило, ориентирована на отношения, сложившиеся между поставщиками и получателями и не в полной мере учитывает современные подходы к организации таких поставок.

Особенно актуальна задача совершенствования поставок СПП для небольших производителей. Широко применяемая в настоящее время схема, изображенная на рисунке 2, однако, она не может считаться оптимальной по вышеприведенным причинам.

Для этих случаев автором статьи предлагается использование схемы доставки СПП, изображенной на рисунке 5, которая является универсальной как для крупных компаний, так и для небольших. [2]

Рисунок 5 – Схема доставки СПП с использованием логистического центра

 

В данной схеме ЛЦ используется в качестве центра управления процессом доставки СПП. В рамках ЛЦ объединяются независимые производители и потребители. Однако в этом случае появляется необходимость в разработке механизма, который бы обеспечил привлекательность такого варианта доставки СПП.

Этого можно добиться, если использование указанной схемы доставки будет выгодно всем участникам процесса доставки СПП, они будут заинтересованы в соблюдении договоренностей и совместной работе, а также все участники будут строго соблюдать сроки поставок.

С целью определения наиболее эффективной схемы доставки СПП была проведена экспертная оценка всех описанных схем доставки СПП по этим техническим характеристикам эффективности. [3]

В проведении экспертной оценки принимали участие 10 экспертов, специалистов в данной области. При этом:

  • 3 человека были представителями компаний-производителей СПП;
  • 3 человека - представители компаний-потребителей СПП;
  • 4 человека - представителями логистических компаний, работающих на рынке доставки СПП.

Для получения максимально объективных данных опроса экспертов проводился на условиях анонимности. Экспертам было предложено оценить по каждому из приведенных показателей эффективности каждую схему доставки СПП.

Оценочная шкала состоит из 5 градаций. Оценка «5» соответствует оценке «отлично», «4» - оценке «хорошо», «3» - «удовлетворительно», «2» - «плохо», 1 - «очень плохо».

Каждому эксперту было предложено оценить схемы доставки СПП при их применении в трех вариантах доставки СПП:

  • внутригородская доставка;
  • междугородная доставка;
  • международная доставка.

В таблице 1 приведены итоговые экспертные оценки схем доставки СПП с учетом весовых коэффициентов.

 

Таблица 1 – Итоговая экспертная оценка схем доставки СПП

Доставка

Схема доставки

 

1

2

3

4

5

Внутригородская доставка

4,70

2,12

3,87

3,86

4,72

Междугородная доставка

3,79

2,51

4,26

4,23

4,95

Международная доставка

3,83

2,50

4,27

4,22

4,97

 

Таким образом, с позиции экспертов, самая эффективная схема доставки СПП связана с ЛЦ. Но при выполнении внутренних доставок, примерно такую ​​же оценку имеет схема доставки №1 (прямые поставки).

Это является следствием того, что в большей части ситуаций при выполнении внутренних доставок СПП (внутренняя доставка представляет собой доставку СПП по территории города или в пригород), материальные потоки не проходят через ЛЦ, а целесообразнее организовывать развозной маршрут.

Но ЛЦ функционирует в качестве информационного координационного центра, осуществляющего управление процессом доставки. В реальности, в представленном варианте организация доставки СПП с применением ЛЦ является близкой к прямым поставкам. Отличие заключается в том, что производитель и потребитель передают функционал по доставке СПП логистическому центру, в качестве логистического посредника между ними.

Стоит отметить, что эффективный процесс доставки СПП по схеме №5 (когда ЛЦ начинает управлять всем процессом доставки СПП) представляется возможным при изучение следующих условий организации доставок: [1]

  • соответствующее нормативно-правовое регулирование по направлению доставки СПП;
  • подвижной состав, удовлетворяющий совокупность требований во время доставки СПП;
  • использование эффективной, взаимовыгодной модели по взаимодействию участников в процессе доставки СПП.

Так, можно сделать ряд выводов по проведенному анализу:

  1. После проведенного анализа действующих на данном этапе схем доставки СПП были определены самые популярные схемы, в группе которых представлена схема прямой поставки от производителя к потребителям, схема поставки через посредника, а также схема поставки с применением ЛЦ, когда ЛЦ входят в структуру или производителей, или потребителей. Заметим, что представленные схемы – отнюдь не универсальные.
  2. Так, была предложена схема доставки СПП с применением ЛЦ в качестве основного руководящего звена, когда ЛЦ управляет всем процессом доставки СПП от производителей к потребителям. Эта схема относится к группе универсальных схем по доставке СПП.
  3. Мы установили, что эффективность процесса доставки СПП определяется как совокупность эффективности процесса доставки на основе ЛЦ, эффективности действующей системы нормативного правового регулирования в области доставки СПП, а также эффективности требований, предъявляемых к специальному подвижному составу, который предназначен для перевозок СПП.

Таким образом, цель нашей статьи была достигнута.

 

Список использованной литературы

  1. Коробова М. А. Статья: «Исследование вопросов таможенного оформления скоропортящихся продуктов», 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-voprosov-tamozhennogo-oformleniya-skoroportyaschihsya-produktov (Дата обращения: 18.11.2020).
  2. Лебедь Е. М., Коцюк М. А., Горяева И. А. Статья: «Оптимизация логистической цепи «Доставка - реализация» скоропортящейся продукции», 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-logisticheskoy-tsepi-dostavka-realizatsiya-skoroportyascheysya-produktsii (Дата обращения: 16.11.2020).
  3. Таможенное оформление скоропортящихся грузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.treffee.ru/materials/ (Дата обращения: 18.11.2020).
  4. Ханин Д. М. Статья: «Формирование методики выбора оптимального подвижного состава для мелкоконтейнерной технологии доставки», 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metodiki-vybora-optimalnogo-podvizhnogo-sostava-dlya-melkokonteynernoy-tehnologii-dostavki (Дата обращения: 17.11.2020).
  5. Ханин Д. М., Рябов И. М. Статья: «Недостатки существующей технологии и организации городской доставки молочной продукции и разработка новой на основе предложенных передвижных контейнеров», 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nedostatki-suschestvuyuschey-tehnologii-i-organizatsii-gorodskoy-dostavki-molochnoy-produktsii-i-razrabotka-novoy-na-osnove (Дата обращения: 16.11.2020).

 

References

  1. Customs clearance of perishable goods. URL: http://www.treffee.ru/materials/
  2. Khanin D. M. Article: "Formation of the method of choosing the optimal rolling stock for small-container delivery technology", 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metodiki-vybora-optimalnogo-podvizhnogo-sostava-dlya-melkokonteynernoy-tehnologii-dostavki
  3. Khanin D. M., Ryabov I. M. Article: "Disadvantages of the existing technology and organization of urban delivery of dairy products and the development of a new one based on the proposed mobile containers", 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nedostatki-suschestvuyuschey-tehnologii-i-organizatsii-gorodskoy-dostavki-molochnoy-produktsii-i-razrabotka-novoy-na-osnove
  4. Korobova M. A. Article: "Research on the issues of customs clearance of perishable products", 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-voprosov-tamozhennogo-oformleniya-skoroportyaschihsya-produktov
  5. Lebed E. M., Kotsyuk M. A., Goryaeva I. A. Article: "Optimization of the logistics chain" Delivery - implementation "of perishable products", 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-logisticheskoy-tsepi-dostavka-realizatsiya-skoroportyascheysya-produktsii