ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF DISABLED IN RUSSIA: LEGAL ASPECT

Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья признается актуальной правительством России. Согласно статистическим данным Федерального реестра инвалидов в России, численность инвалидов в трудоспособном возрасте в 2020 г. составляла свыше 3433 тыс. чел., среди них доля занятых отмечалась на уровне 27%. Это достаточно низкий показатель в сравнении с общим уровнем занятости по России, равным 78%[1]. В основном работающие инвалиды – это лица трудоспособного возраста с III группой инвалидности, у которых ограничения в трудовой сфере по сравнению с другими минимальны[2].

Как отмечают З. З. Абдулаева и П. И. Магомедова, на современном этапе сохраняется ряд проблем, препятствующих трудоустройству инвалидов. Среди этих проблем исследователи отмечают нежелание работодателей трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие социальной среды на предприятиях, в которой могли бы вести деятельность инвалиды. Кроме этого, существующий заявительный механизм и меры активной политики занятости, которые используются в практике трудоустройства, недостаточны для того, чтобы устраивать на работу инвалидов[3]. А. В. Арбуз также пишет о том, что «работодатели не заинтересованы в создании мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в своих организациях по причине высоких финансовых затрат на их создание и незначительной суммы возмещения»[4]. Следовательно, основной проблемой, препятствующей трудоустройству инвалидов, выступает недостаточное финансирование реализации мер по созданию доступной трудовой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как было отмечено выше, право инвалидов на трудоустройство закреплены в законодательстве РФ. Согласно п. 1 ст. 37 Конституции РФ, «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Кроме этого, в 2012 г. Россией была ратифицирована Конвенция, закрепляющая базовые экономические права инвалидов. Еще в 1995 г. был принят федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№181-ФЗ от 24.11.1995 г.), в котором были установлены государственно-правовые механизмы защиты трудовых прав лиц с ограниченными возможностями здоровья[5]. Этим законом, в частности, были установлены квоты для приема на работу инвалидов, особенности резервирования рабочих мест для инвалидов, направления стимулирования создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, правила создания особой трудовой среды для инвалидов, требования к организации процесса профессионального обучения.

На современном этапе тенденция стремления к реализации Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации в решении проблем трудоустройства инвалидов становится все более очевидной. Основная нагрузка в решении данной проблемы возлагается на работодателей, которые определяют объем и характер работы инвалидов, формируют требования к их трудоустройству. На государственном уровне отсутствует эффективный механизм стимулирования работодателей принимать на работу инвалидов. Не обеспечивает трудоустройство инвалидов и реализация государственных программ «Доступная среда» и «Содействие занятости населения».

По мнению М. Л. Ларицкой, Россия могла бы перенять опыт стран Западной Европы, в основе которого лежит идея профессиональной реабилитации инвалидов, обеспечение им полноценного доступа к общественной жизни. Исследовательница отмечает, что подобные меры будут благоприятствовать улучшению уровня жизни инвалидов и в дальнейшем позволят снизить на бюджет государства по социальному обеспечению инвалидов[6].

В результате проведения анализа зарубежного права в сфере трудоустройства инвалидов, было, что существует два подхода к реализации прав инвалидов на трудоустройство.

Первый тип – «поддерживаемое трудоустройство» – представляет собой систему предоставления работы людям с инвалидностью, основанную на антидискриминационной модели социальной политики. Данный тип характерен для США и Канады. В США отсутствуют квоты, обязывающие работодателей принимать на работу инвалидов. Стимулирование трудоустройства инвалидов осуществляется с помощью предоставления налоговых льгот организациям, которые трудоустраивают лиц с ограниченными физическими возможностями. Особая правовая система трудоустройства инвалидов существует в Канаде, в которой по данным ОСЭР на 2018 г. количество трудоустроенных инвалидов составило свыше 60%. Канада впервые в Конституцию включила положение о равенстве инвалидов.

Второй тип, свойственный для многих стран, это поддержка трудоустройства инвалидов посредством квотирования. Подобная система существует Германии, Франции, Австрии, Польше, Испании, Ирландии, Японии. Например, немецкие предприятия, штат сотрудников которых превышает 20 чел., должны в обязательном порядке трудоустроить 5% инвалидов[7]. По данным немецкого информационного агентства DPA, уровень занятости среди инвалидов в Германии на 2018 г. составил 43,3% (3,3 млн занятых на 7,6 млн всех инвалидов)[8].

Исходя из опыта европейских стран, отметим, что в них проблема трудоустройства инвалидов не является столь серьезной, как в России. Сравнивая два типа права трудоустройства инвалидов и принимая во внимание статистику по уровню занятости в странах, выявляется, что подход «поддерживаемое трудоустройство» является более эффективным. Возможность его использования в практике трудоустройства инвалидов в России требует проведения эмпирических исследований.

Решение проблемы трудоустройства инвалидов 3 группы является необходимым, поскольку позволит в максимальной степени задействовать профессиональный потенциал этой социально-уязвимой группы, позволит повысить качество социально-экономических условий их жизни. Согласно мнению Н.А. Игониной и Т.В. Ашитковой, «государственные структуры, как правило, не в состоянии так оперативно, адекватно и гибко отреагировать на насущные потребности инвалидов, что делает социальное партнерство государства и организаций инвалидов эффективным средством решения проблем людей с ограниченными возможностями»[9]. Следовательно, разрабатывая меры для стимулирования занятости инвалидов, важно учитывать их мнение и потребности.

В целом, в реализации существующих мероприятий по трудоустройству инвалидов в России существует ряд проблем, обусловленных отсутствием комплексного подхода, который учитывал бы потребности инвалидов, возможности работодателей, специфику существующей законодательной базы. В связи с этим, именно использование комплексного подхода к решению проблемы трудоустройства инвалидов, является необходимым условием повышения эффективности этих мероприятий.

Литература

  1. Абакумова, Е. Б. Концептуально-правовые основы государственной защиты прав инвалидов на труд и предпринимательскую деятельность / Е. Б. Абакумова // Вестник ЮУрГУ. – Серия: Право. – 2020. – № 3. – С. 44–49.
  2. Абдулаева, З. З. Проблемы и тенденции трудоустройства инвалидов как специфического сегмента регионального рынка труда / З. З. Абдулаева, П. И. Магомедова // РППЭ. – 2019. – № 8 (106). – С. 151-158.
  3. Арбуз, А. В. Новые подходы к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. С. 109–116.
  4. Ашиткова, Т. В. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика / Н.А. Игонина, Т.В. Ашиткова // Философия права. 2018. №2 (85). С. 54-61.
  5. В Германии возрастает число людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regnum.ru/news/2437262.html.
  6. Гурина М. А. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России / А. Д. Моисеев, А. С. Шурупова, М. А. Гурина // Экономика труда. – 2019. – № 1. – С. 465–482.
  7. Котов, В. Обзор законодательства других стран в сфере трудоустройства инвалидов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://aupam.ru/pages/trudoustroistvo/obzor_zakonodateljstva_drugikh_stran_v_sfere_trudoustroyjstva_invalidov/oglavlenie.html.
  8. Ларицкая, М. Л. Права лиц с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях / М. Л. Ларицкая // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 104–107.

 

References

  1. Abakumova, E. B. Konceptual'no-pravovye osnovy gosudarstvennoj zashhity prav invalidov na trud i predprinimatel'skuju dejatel'nost' / E. B. Abakumova // Vestnik JuUrGU. – Serija: Pravo. – 2020. – № 3. – S. 44–49.
  2. Abdulaeva, Z. Z. Problemy i tendencii trudoustrojstva invalidov kak specificheskogo segmenta regional'nogo rynka truda / Z. Z. Abdulaeva, P. I. Magomedova // RPPJe. – 2019. – № 8 (106). – S. 151-158.
  3. Arbuz, A. V. Novye podhody k trudoustrojstvu lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja // Vestnik OmGU. Serija: Jekonomika. – 2019. – № 1. – S. 109–116.
  4. Ashitkova, T. V. Zashchita prav invalidov: soderzhaniye i sushchnostnaya kharakteristika / N.A. Igonina, T.V. Ashitkova // Filosofiya prava. – 2018. – № 2 (85). – S. 54-61.
  5. V Germanii vozrastayet chislo lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: https://regnum.ru/news/2437262.html.
  6. Gurina M. A. K voprosu o povyshenii urovnya zanyatosti lits s invalidnost'yu v Rossii / A. D. Moiseyev, A. S. Shurupova, M. A. Gurina // Ekonomika truda. – 2019. – № 1. – S. 465–482.
  7. Kotov, V. Obzor zakonodatel'stva drugikh stran v sfere trudoustroystva invalidov [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: https://aupam.ru/pages/trudoustroistvo/obzor_zakonodateljstva_drugikh_stran_v_sfere_trudoustroyjstva_invalidov/oglavlenie.html.
  8. Laritskaya, M. L. Prava lits s ogranichennymi vozmozhnostyami i mekhanizmy ikh zashchity na mezhdunarodnom, yevropeyskom i rossiyskom urovnyakh / M. L. Laritskaya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2013. – № 373. – S. 104–107.

 

[1] Абакумова, Е. Б. Концептуально-правовые основы государственной защиты прав инвалидов на труд и предпринимательскую деятельность / Е. Б. Абакумова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2020. № 3. С. 44.

[2] Воропаев, А. А. Показатели трудовой занятости инвалидов как отражение государственной социальной политики Российской Федерации / А. А. Воропаев // Молодой ученый. 2020. № 17 (307). С. 341-346.

[3] Абдулаева, З. З. Проблемы и тенденции трудоустройства инвалидов как специфического сегмента регионального рынка труда / З. З. Абдулаева, П. И. Магомедова // РППЭ. 2019. № 8 (106). С. 152.

[4] Арбуз, А. В. Новые подходы к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 112.

[5] Гурина, М. А. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России / А. Д. Моисеев, А. С. Шурупова, М. А. Гурина // Экономика труда. 2019. № 1. С. 470.

[6] Ларицкая, М. Л. Права лиц с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях / М. Л. Ларицкая // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 104–107.

[7] Котов, В. Обзор законодательства других стран в сфере трудоустройства инвалидов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://aupam.ru/pages/trudoustroistvo/obzor_zakonodateljstva_drugikh_stran_v_sfere_trudoustroyjstva_invalidov/oglavlenie.html.

[8] В Германии возрастает число людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regnum.ru/news/2437262.html.

[9] Ашиткова, Т. В. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика / Н.А. Игонина, Т.В. Ашиткова // Философия права. 2018. №2 (85). С. 54-61.