НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ

Развитие трудовых отношений в современных условиях определяет потребность в построении новой системы трудовых институтов и механизмов, помогающих устойчивому функционированию трудового законодательства и взаимодействию субъектов трудового права. Одним из примеров подобного механизма является введение независимой оценки квалификации работников. С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238-ФЗ), который устанавливает порядок прохождения такой процедуры работниками или лицами, претендующими на осуществление определенного вида трудовой деятельности, с целью подтверждения своей квалификацией в независимых, специализированных органах. «Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций»[4]. Действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на государственных служащих и лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы.

Законодатель предполагает, что подобный механизм будет удобен для обеих сторон правоотношений в том числе и потому, что экзамен может проводиться за счет соискателя или работодателя в зависимости от того, чья инициатива. Закон позволяет усовершенствовать трудовые отношения, для реализации Федерального закона № 238-ФЗ законодателем был принят пакет необходимых нормативных правовых актов, который уточняет организационные вопросы, касающиеся определения порядка отбора организаций для наделения их полномочиями центров оценки квалификаций по проведению независимой оценки квалификации[3], утверждают порядок проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена[1], а также утверждают форму бланка свидетельства о квалификации[2]. Однако ряд вопросов, касающиеся организационных моментов, остается неурегулированными. Это затрудняет применение нового закона в практике. По мнению министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, реализация закона поможет гражданам подтверждать свою квалификацию, а развитие центров оценки квалификации даст возможность проводить добровольную оценку знаний в независимых структурах. Но пока закон не внедрен в практику, открытым остаются следующие вопросы, которые касаются:

  • Во-первых, того, кто будет входить в оценочную комиссию: если она будет состоять из практиков-профессионалов, то это положительно скажется на лице, участвующем в экзамене. Но ситуация может сложиться другим образом, при которой оценивающая комиссия будет делать упор на денежную составляющую, таким образом, от их работы не будет результата.
  • Во-вторых, как он отразится на положении сотрудников. Например, в законе не сказано, как будет отражаться результат прохождения экзамена на выборе сотрудников, подпадающих под сокращение численности штата.
  • В-третьих, в законе не прописаны обстоятельства, при которой работник должен проходить независимую оценку. Представляется реальной картина, при которой работодатель может вынуждать работника пройти данную оценку и, соответственно, переложить обязанность оплаты экзамена на соискателя или превратить прохождение независимой оценки квалификации из добровольной в обязательную процедуру.
  • И последнее, работник, уже занимающий определенную должность не имеет никаких стимулов для прохождения независимой оценки: получение положительного решения по экзамену не влечет за собой повышение зарплаты и каких-либо привилегий.

Независимая оценка квалификации – новое явление, вызывающее неоднозначную реакцию, однако уже сейчас можно отметить, что многочисленность дополнительных нормативно-правовых актов будет создавать некоторые неудобства при практическом применении закона; нельзя исключить возможные злоупотребления работодателей, например, принуждение кандидата на работу за свой счет сдавать экзамен, а несогласие соискателя работы использовать для отказа в приеме на работу. Вместе с тем, есть и положительные моменты. Работники скорее согласятся на прохождение независимой оценки их квалификации, которая не повлечет для них явных негативных последствий, чем на аттестацию, результаты которой могут в корне повлиять на дальнейшую работу в организации.   В нынешних нелегких экономических условиях работодателям, возможно, непросто будет изыскать дополнительные средства для оплаты профессионального экзамена, особенно, если это будет связано с направлением работника в другой город и возмещением ему командировочных расходов, но намного дороже обойдутся обучение сотрудников, их переподготовка или повышение квалификации.

Таким образом, ясность ситуации придадут только появление первых прецедентов, которые выявят реальную пользу закона. (необходимо проанализировать его действие при регулировании реальных трудовых отношений, и в зависимости от того, какие проблемы возникнут при применении данного акта следует вносить соответствующие изменения в закон. Представляется важным последующая роль Пленума Верховного Суда РФ при решении спорных вопросов, исходящих из положений федерального закона. Но на сегодняшний день, в силу новизны, достаточно затруднительно прогнозировать проблемы  в его применении и их решение.)

Министерство труда России приказом от 15 ноября 2016 года утвердило порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации для информирования граждан, работодателей и интересующихся организаций, с этой же целью Российским союзом промышленников и предпринимателей разработан соответствующий информационный ресурс, который в январе 2017 г. размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где содержатся все положения, касающиеся процедуры, порядка прохождения и обжалования результатов оценки.

  

Список литературы.

  1. Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» // размещен в СПС "КонсультантПлюс".
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2016 N 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» // размещен в СПС "КонсультантПлюс".
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» // размещен в СПС "КонсультантПлюс".
  4. Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // Официальный интернет-портал правовой информации «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/46865.html Дата обращения (22.03.2017).