РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Человек  на раннем этапе общественного развития пытался объяснить природные события и явление окружающей действительности – бытия, в попытке понять он  наделял их человеческими свойствами,  разумом, чувствами, пытался «оживить.  

В целом развитие религии, ее основных направлений прошло долгий и сложный путь и происходило одновременно со становлением общества и  формированием его культуры. На изначальных этапах формирования, религия служила универсальным способом восприятия природных явлений, объектов  и  внешнего мира в целом, а в определенные исторические периоды даже инструментом воздействия  на жизнедеятельность людей.  Как правило, к ранним формам религиозных верований принято относить: анимизм, фетишизм, магию, тотемизм.

Отличительной особенностью данных верований является то, что они находились в составе культуры, которая, в свою очередь определялась стадией развития общества. [1] Развитие отношений в дальнейшем характеризуется разделением мира на реально существующий и трансцендентальный (потусторонний). Важно отметить, что религия в своей сущности имеет определенные социальные корни. С ключевыми изменениями в обществе происходила трансформация религии, а также ее видов и форм. Так, замена политеизма (многобожия) на монотеизм исторически обусловлена процессом централизации государственной власти. 

В религиозных направлениях  постепенно выделяется центральное божество, которое полностью или частично заменяет  других богов. Сегодня монотеизм существует в форме основных мировых религий. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам, индуизм, иудаизм и др.

Современной наукой изучено около пяти тысяч религий и появление новых не исключается. Объединение несколько религиозных учений могут сформировать совершенно новую религию. В качестве примера можно привести «новую религию» Южной Кореи,  возникшую в XX веке, – Чхондогё (Небесный путь). Религиозное движение содержит в себе элементы конфуцианства, буддизма, даосизма, христианства. Число последователей на сегодняшний день в Южной Корее – 1,13 миллиона человек, в Северной Корее – 2,8 миллиона человек. За всю историю своего существования человечество неоднократно пыталось понять сущность, происхождение, а также назначение религии. Мы уже отмечали, что она является мощным инструментом влияния на чувства, поведение, сознание, духовные возможности и мировоззрение людей. Современные исследователи полагают, что сущность религии не подвергается научному анализу.

Религия является важной составляющей современного мира, влияние, которой ощущается во всех сферах жизни общества:  политика, образование, культура, спорт, экономика, социальные отношения и т.д. Общеустановленные нормы, установленные религией, в основном определяют общий уклад жизни общества. В обществе роль религии, как правило, характеризуется функциями, которые она выполняет, а именно мировоззренческая, коммуникативная, компенсаторная, воспитательная и т.д. Отношение общества и государства  к религии не всегда было однозначным,  зачастую, это определялось ходом исторического развития. Ярким примером выступает период популяризации научной концепции человека как разумного существа в XVIII веке. В век просветительского атеизма, религиозные учения и религия в целом подвергалась строгой критике, и рассматривались как инструмент обмана или заблуждения человека, побуждаемого страхом и необразованностью. Подразумевалось, что само собой разумеющиеся трудности, на пути человеческого разума, априори ведут к заблуждениям и не пониманию, которые и обусловили возникновение религии. Вплоть до ХХ века идея «светского государства» отделяет религию от государства. Стоит отметить, что религиозность населения всегда имела тесную взаимосвязь с традициями и основной политической доктриной государства. По данным социологических опросов 70%  населения мира исповедует какую-либо религию: христианство – 33%,  ислам – 23%,  индуизм – около15 %, буддизм – 7%. В современном мире наблюдается увеличение числа населения, которое не относит себя ни к одной существующей религии. Самая высокая доля атеистов в Китае – 67%, тогда как верующими в стране является всего лишь 9%, что обуславливается общим политическим строем поднебесной. Второе место занимает Япония – 29 % населения не идентифицирует себя ни с одной религией. Третье место принадлежит Словении – 28%. Далее Чехия – 25% и  Южная Корея – 23%.

Научные труды крупнейших мыслителей  двадцатого столетия К. Ясперса, О. Шпенглера, А. Тойнби,  Т. Парсонса, М. Вебера, П. Сорокина позволили перестать постепенно, связывать религию с критикой. Религия начинает рассматриваться в качестве необходимого элемента культуры, культурный расцвет немыслим без религиозной жизни. Культура и религия не случайные и тесно взаимосвязаны с самого начала общественного развития. Проблема взаимосвязи религии и культуры – одна из самых актуальных на протяжении долгого периода времени и всегда вызывала большой интерес у разных мыслителей и представителей научных школ: Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Б.А. Рыбакова, и т.д. Наиболее остро стоит вопрос «Что старше – религия или культура?». Однозначного ответа на данный вопрос нет, однако, в условиях современной реальности позиция того, что культура старше религии достаточно распространена. [2] Если же понимать культуру в общем как поклонение и служение идеалам, то религия – первооснова культуры. Сторонники этой точки зрения полагают, что развитие и возрождение культуры тесно связано с религией.  Практически все представители культурологической концепции (религиозной) объявляли религию основой культуры. Так, Дж. Фрезер известный английский этнограф полагал, что «вся культура – из храма». Категорично говорить об этом конечно нельзя, культура во многом есть продукт светских и рационально-практических потребностей развития общества. Возможно, в определенный период развития религия и была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой культура осознавала себя. Специальная литература обозначает религию как вид духовной деятельности человека. Исходя из этого, религия становится в один ряд с наукой,  искусством, нравственностью и является феноменом духовной культуры. Важно подчеркнуть, что религия, древнейшая разновидность культуры и существовала на каждом этапе общественного развития. Религия возникла в результате человеческой деятельности и работы человеческого разума, став при этом важным элементом культуры. [3]

Наиболее логично было определить религиозную культуру как составную часть общей культуры человека, которая формируется из религиозных запросов, направленная на их удовлетворение. Совсем не корректно будет утверждать, что религиозная культура и есть общая культура человека. Отсутствие веры в бога совсем не значит, что человек культурно не развит и не имеет системы культурных ценностей, просто она сформирована иначе. Основными компонентами  религиозной культуры являются: религиозная мораль, философия, искусство, а также религиозные учебные и просветительские учреждения.  Универсальный культурный механизм регуляции человеческой жизни, где через систему культовых действий происходит организация повседневной жизни, с помощью освоения религиозных догм и постулатов, конструируется мировоззрение. Понимание основ современных религии составляет необходимый багаж знаний современного человека. В теории культуры зачастую всю мировую культуру подразделяют на определенные типы, связанные с какой-либо конкретной религией: культура ислама, христианская культура, буддистская культура и т.д. Говоря о религии как о феномене культуры, важно отметить, что он присущ всем народам, и в многообразии своем разворачивается в разных культурных средах, это и определяет религиозное многообразие. [4].

Культура выступает инструментом сохранения духовных знаний и опыта человечества, а также обеспечивает их дальнейшую разработку и передачу. Одна из важнейших функций религии в этой связи – трансляции культуры. Важным аспектом культуры являются ее механизмы регулирования человеческой деятельности, состоящие из норм, правил, эталонов, идеалов. Здесь проявляется взаимодействие культуры и религии, выступающие как факторы, обеспечивающие духовно-культурное единство общества. Известный социолог Т. Парсонс определяет религиозные ориентации группы людей как способ легитимизации  культурных ценностных образцов в обществе.  [5]

Религия занимает важное место в системе культуры и является ее важной формой. Архитектура, живопись, литература, кинематограф, музыка, практически все сферы искусства зачастую отражают в себе символизм,  сюжеты, образы, идеи, концепции мировых религий, которые оказывают значимое влияние и на другие сферы жизни общества.  Развитие человека происходи, в том числе, и в культуре. Принято различать материальную и духовную культуру. На протяжении развития общества культура была неотделима от религии, как и наоборот.  Вместе они удовлетворяют эстетические, познавательные, этические потребности, которые в свою очередь способны изменяться в разное время в соответствии с запросами людей. Человек формирует свою культуру самостоятельно в процессе своей деятельности, но воспринимает ее в зависимости от своих предпочтений, которые обуславливаются разными обстоятельствами.

Религия в общекультурном становлении способствует осознанию человеком самого себя и его отношения к основным процессам окружающей действительности.

 

Список литературы 

  1. Основы религиоведения. Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.Учебное издание под ред. И.Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 508 с.
  2. Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. К90 А.Н. Марковой. – 3-е изд. – м.: юнити – Дана, 2001. – 319 с.
  3. В.В. Розанов. Религия. Философия. Культура / Составление и вступительная статья А.Н.Николюкина; Комментарии Н.Д.Александрова и М.П.Одесского – М.: Республика, 1992 – 399 с.
  4. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989 – 285 с.
  5. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исп. и доп. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2010. – 712 с.