Пути совершенствования деятельности сотрудников таможенной службы на таможенном посту «Аэропорт Калининград»

Формирование Евразийского экономического союза, с одной стороны, упростило взаимодействие государств-членов, a c другой – выдвинуло ряд проблем, которые невозможно решить без применения новых технологий, связанных с получением информации, ее обработкой и последующей передачей в таможенные органы[1]. [2]

Прежде всего речь идет о минимизации нелегального импорта. B частности, не первый год в рамках Рабочей группы Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее – EЭK OOH) по таможенным вопросам, связанным с транспортом, делегациями различных сторон постоянно поднимается данная тема.

B настоящее время никто не сомневается, что в современном обществе введение обязательного предварительного информирования на всех видах транспорта необходимо[3]. B 2012 г. на таможенном посту «Аэропорт Калининград» специалисты начали коммутацию данного вида систем на авиатранспорте.

Основная цель проводимых работ состояла в обеспечении и эффективном использовании предварительной информации, c для повышения безопасности поставок, сокращении временных затрат на принятие решения в момент прибытия/убытия воздушного судна.

Для ее осуществления поставленной цели на таможенном посту «Аэропорт Калининград» был проведен комплекс следующих мероприятий:

  1. a) установление компьютерных программ и обучение кадрового состава по их обслуживанию;
  2. b) изменение национального законодательства, которое регулировало правоотношения по использованию предварительной информации о перевозчиках на воздушном транспорте.

В мае 2012 г. был реализован программный продукт, который позволил принимать предварительную информацию, а уже с июня 2012 г. ряд авиаперевозчиков начал представлять сотрудникам таможенной службы предварительную информацию: о грузе (вес, наименование товара), о воздушном судне, сведения о пассажирах, т.e. информацию, которая предоставляется многими перевозчиками на воздушном транспорте при совершении полетов в Европу или Америку[4].

В 2015 г. был реализован программный проект, позволивший принимать предварительную информацию. Внедрение стандарта e-Freight явилось государственным межотраслевым проектом, объединяющим с одной стороны всех участников грузовой авиаперевозки (грузоотправителей/грузополучателей, грузовых агентов и экспедиторов, авиаперевозчиков, аэропортовые структуры, агентов по наземной обработке грузов), а с другой – федеральные органы исполнительной власти, подразделения которых задействованы в оформлении и сопровождении грузовой авиаперевозки.

E-freight – международный стандарт безбумажного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок, рекомендованный Международной ассоциацией воздушного транспорта (далее - IATA) к использованию в тех странах, где развиты грузовые авиаперевозки[5].

Цель внедрения стандарта e-freight – это создание подлинных документов по оформлению грузовой авиаперевозки исключительно в электронном виде и их дальнейший электронный обмен, осуществляемый участниками грузовой авиаперевозки между собой и с представителями контрольно-надзорных органов госвласти как на воздушных пунктах пропуска, так и при дальнейших процедурах, связанных с грузовой авиаперевозкой.

Перспективы введения обязательного предварительного информирования состоят в следующем:

- уменьшение расходов;

- экономия времени при транзите;

- высокая точность, т.e. - вероятность отправки документов в электронном виде по неправильному адресу минимальна. Это улучшит наш показатель качества C2K;

- соответствие нормативным актам (e-Freight соответствует всем международным соглашениям и национальному законодательству) требуемых таможенными органами, подразделениями гражданской авиации и другими контролирующими организациями.

Время прохождения операции прибытия товаров зависит от предварительной информации у таможенных органов.

Каким образом сотрудники таможенного поста «Аэропорт Калининград» решают проблему, связанную с предварительным информированием о прибытии товаров?

Для начала, они устанавливают на постоянной основе взаимоотношение со всеми авиаперевозчиками, «Аэрофлот», «Россия», «Трансаэро», «Ютэйр», «S7», «Оренбургские авиалинии», «Уральские авиалинии», «Белавиа», «Узбекистонхавойуллари», «ИЖАВИА», «Северсталь», «Нордавиа - региональные авиалинии», «АкБарсАэро», «МАУ», «Ellinair», «AirBerlin», «Vueling». Заинтересовать и объяснить всю значимость предварительного информирования, что, получая заблаговременно информацию о прибытии воздушного судна, можно посредством применения системы управления рисками.

Кроме того, исключена возможность механической ошибки инспектора при вводе информации в программный продукт, все происходит автоматически. Кроме того, имеется возможность внести сведения о нескольких сотнях товаров в программный продукт, одним нажатие кнопки. И, чем быстрее, и в полном объеме будет функционировать предварительное информирование, тем скорее возникнут предпосылки для отказа от бумажных носителей. Таким образом, от внедрения ПИ выиграют все участники авиаперевозок:

  1. a) судовладелец экономит чартерное время за счёт бескомиссионного разрешения на обработку;
  2. b) во-вторых, аэропорт увеличивает за счёт этого пропускную способность терминала и общий объём перерабатываемых грузов;
  3. c) как следствие, таможенный пост получает информацию об импортируемых товарах и транспортных средствах в электронном виде задолго до прибытия воздушного судна, что позволяет в обычном режиме проанализировать необходимость применения определённых форм таможенного и иных видов контроля.

Грузополучатели предварительно получают необходимую информацию, планируют организацию осмотров/досмотров заблаговременно, что в конечном итоге приводит к ускорению таможенного оформления и сокращению расходов получателей по хранению и сверхнормативному пользованию товаров. В данном случае инновация ПИ позволит всем участникам воздушных международных перевозок перейти на новый уровень взаимодействия.  Эта система призвана упорядочить работу, исключить дублирование ввода информации, минимизировать ошибки, допускаемые человеком.

Перевозчики и участники ВЭД должны осознавать свою меру ответственности и обеспечить своевременное представление качественно подготовленной информации. Вследствие чего механизм предварительного информирования будет эффективно и успешно функционировать, и принесет ожидаемые от него результаты.

Ответственность может быть предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях аналогично ответственности за недостоверное декларирование. Бесспорно, что степень ответственности в данном случае должна быть не так высока, поскольку последствия недостоверной информации не влекут за собой значительные экономические затраты. Но установление наказания в форме предупреждения, либо небольшой суммы штрафа сыграли бы положительную роль в повышении ответственности лиц, предоставляющих предварительную информацию.

Второй проблемой с которой сталкиваются как таможенные органы, так и участники ВЭД является идентификация товаров Союза, ввозимых (ввезенных) с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза на территорию Особой экономической зоны[6].

В связи со вступлением в силу приказа Минфина РФ от 13 мая 2016 № 61 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию Особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза» у должностных лиц контролирующих данное направление в работе значительно увеличилось количество проводимых идентификаций. В прошедшем 2020 году их количество возросло в 1,5 раза.

Согласно положений приказа идентификация товаров Союза, ввозимых/ввезенных с остальной части таможенной территории EAЭC на территорию особой экономической зоны (далее – OЭC), осуществляется таможенным органом в зоне таможенного контроля, находящейся в зоне ответственности таможенного поста «Аэропорт Калининград» - для товаров, ввозимых на территорию OЭC в Калининградской области с остальной части таможенной территории EAЭC через территорию иностранных(ого) государств(а) воздушным транспортом без совершения воздушным судном промежуточной посадки на территории иностранного государства.

Поскольку идентификация проводится в целях использования товара для переработки с последующим вывозом готовой продукции с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза должностные лица -  должны идентифицировать товар по количеству и ассортименту. Сделать это иногда не представляется возможным в связи с неполным, либо неточным описанием товара в товаросопроводительных документах. Поэтому могут возникать задержки увеличиваться время совершения операций.

Для решения проблемы можно было бы использовать систему предварительного информирования с указанием в предварительной информации всех необходимых сведений, что позволило бы ускорить совершение операции прибытия товаров, требующих идентификации.

 

 

Список источников:

  1. Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020 г.) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2021 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 05.02.2021 г.).
  2. Кодекс об административных правонарушениях в Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. ль 24.02.2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021 г.). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 07.03.2021 г.).
  3. Костров B.H., Никитин A.A., Цверов B.B. Транспортная логистика. Курс лекций. - М.: Инфра-Инженерия, 2021. - С 49.
  4. Официальный сайт ФТС России // URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 28.02.2021 г.).
  5. Официальный сайт Калининградской областной таможни // URL: http://koblt.customs.ru (дата обращения: 01.03.2021 г.).
  6. Приказ Минфина Российской Федерации от 13.05.2016 г. № 61 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза ввозимых на территорию Особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202818/ (дата обращения: 05.03.2021 г.).
  7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10. 04. 2018 г. № 52 «О порядке регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295766/ (дата обращения: 04.03.2021 г.).
  8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291ab761d8a97a3286717ddbca7c6d/ (дата обращения: 27.02.2021 г.).
  9. Халипов С.В. Таможенное право. Учебник. 8-е изд., доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2019. - C. 106.
  10. Цыпранюк С.Ю. Деятельность таможенных органов в воздушных пунктах пропуска как вид государственной услуги. // Вестник Волжского университета им. B.H. Татищева, № 1, т. 2, 2018 г. - C. 176-181.

 

[1] Халипов С.В. Таможенное право. Учебник. 8-е изд., доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2019. - C. 106.

[2] Официальный сайт Калининградской областной таможни // URL: http://koblt.customs.ru (дата обращения: 01.03.2021 г.).

[3] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10. 04. 2018 г. № 52 «О порядке регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295766/ (дата обращения: 04.03.2021 г.).

[4] Костров B.H., Никитин A.A., Цверов B.B. Транспортная логистика. Курс лекций. - М.: Инфра-Инженерия, 2021. - С 49.

[5] Цыпранюк С.Ю. Деятельность таможенных органов в воздушных пунктах пропуска как вид государственной услуги. // Вестник Волжского университета им. B.H. Татищева, № 1, т. 2, 2018 г. - C. 176-181.

[6] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291ab761d8a97a3286717ddbca7c6d/ (дата обращения: 27.02.2021 г.).

м