ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ НА СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ

LIMITATION OF VICTIMS ' RIGHTS TO FREE ACCESS TO JUSTICE

На сегодняшний день первостепенным и важным признаком правового государства выступает независимость суда и осуществляемого им правосудия, которое определяет важнейшие полномочия в функционировании судебной власти. Именно правосудие относится к деятельности правоохранения и государственности суда. Проблематика свободной доступности к правосудию напрямую отождествляется с конституционным правом на гарантию судебной защиты, в чем и определяется смысл обращения лица в суд. Соответственно, нарушение свободного доступа к правосудию не позволяет реализовать данное конституционное право. Однако право на свободный доступ к правосудию  имеет фундаментальную основу в важнейших международных стандартах, а именно в статье 8 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Также отражается в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Все лица равны перед судами и трибуналами» и во многих других международно-правовых документах. В России законом, отражающим гарантию прав и свобод на судебную защиту, является Конституция РФ – статья 46 [1].

Теоретический аспект права на свободный доступ к правосудию рассматривали многие ученые-правоведы, такие как Ю. Стецовский, В. Божьев, В. Дорохов, Д. Козак, А. Гуськова и другие. Последняя из перечисленных подчеркивает, что: «Судебная власть в уголовном процессе реализуется в форме правосудия и в форме контроля за соблюдением прав участников в процессе досудебного производства» [5].

Итак, право на свободный доступ к правосудию отражается в профессиональном рассмотрении дела с обязательным соблюдением процессуально-правового механизма, который позволит получить реальную судебную защиту. Основой политики любого правового государства является принцип доступности правосудия, законодательно гарантирующий право на беспрепятственное обращение в суд за защитой прав и свобод граждан.

Актуальностью проблематики реализации данного права является то, что правоприменительная практика свидетельствует о наличии неотложных правозащитных механизмов уголовно-процессуальных, гражданских и административных отношений, то есть отсутствуют безупречно организованные способы и средства защиты прав и законных интересов гражданина.

Доступность к правосудию заключается в контроле и недопустимости создания препятствий, факторов и норм, которые будут блокировать доступ граждан к свободному правосудию. Свободный доступ потерпевшего к правосудию означает возможность на основе доказательств выступать в суде с требованием разрешить нарушенное преступление, воздействовать на нарушителя, создания процессуальных условий для достижения правосудия.

Необходимо так же отметить, что на сегодняшний день суд получил качественно новую функцию по осуществлению правосудия в досудебном производстве, поскольку его сфера – это сфера власти в виде контроля процесса в досудебном производстве.

Рассмотрим более подробно характеристики судебных органов и их деятельности согласно разным международно-правовым документам, без которых не реализуем доступ к правосудию (рис.1).

Рисунок 1 - Характеристики судебных органов и их деятельности, как основы реализации права доступа к правосудию

 

Принцип свободной доступности к правосудию закрепляется и интерпретируется применительно к различным видам правосудия, конкретизируясь и развиваясь. Например, вопросы, касательно гражданско-правового характера, решаются по усмотрению участников дела, либо судом, либо в несудебном порядке [4]. В процессе гражданских отношений потерпевшее лицо имеет законное право обратиться в суд за защитой. В этом случае реализация исследуемого права происходит посредством надлежащей организации судебной системы, оптимизации размеров государственной пошлины, обязанности суда принять исковое заявление и другие соответствующие определенным требованиям.

Дела об административных правонарушениях могут решаться как в судебном порядке, так и органами исполнительной власти в административном порядке, кем могут быть полиция, органы пожарного надзора и остальные, согласно главе 23 КоАП РФ. Выбор порядка решения дела зависит от состава правонарушения и возможного наказания [3].

Самым специфическим и обширным значением обладает уголовный процесс, в котором право потерпевшего на свободный доступ к правосудию разберем более подробно (рис.2) [2].

Рисунок 2 - Права потерпевшего при рассмотрении уголовно-процессуального дела согласно ст. 42 УПК РФ [2]

 

Проблематика правового статуса потерпевшего имеет особенную значимость в уголовном процессе, так как недобросовестное и неполное соблюдение его прав способно привести к угрозе национальной безопасности государства.

Исходя из этого, следует рассмотреть основные проблемы обеспечения прав потерпевшего на свободный доступ к правосудию в уголовно-процессуальных отношениях:

  1. Могут ущемляться права потерпевшего при подаче заявления в правоохранительные органы и при возбуждении уголовного дела;
  2. Отсутствие у потерпевшего права на бесплатную юридическую помощь. Подозреваемый, обвиняемый имеют право на оказание им юридических услуг адвокатом за счет федерального бюджета. Потерпевший таким правом не наделен, хотя в соответствии с ч. 3 ст. 42 УПК РФ «потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде. Но они как процессуальные издержки не указаны, что фактически лишает потерпевшего возможности получить бесплатную юридическую помощь;
  3. Согласно ч. 2 ст. 14 УПК РФ обязанность доказывания вины обвиняемого возлагается также и на потерпевшего, но при этом УПК РФ не определяет потерпевшему соответствующие полномочия. Такое положение ставит потерпевшего в зависимость от субъективного мнения следователя, ограничивает возможность его участия в процессе собирания доказательств, тем самым ограничивается его право на доступ к правосудию.

Таким образом, обеспечение прав и свобод человека первостепенно для правового государства, и оно невозможно без полного изменения процедуры принятия и регистрации заявлений, а при решении уголовного процесса законодателем и правоприменителем должны соблюдаться все права потерпевшего, и все усилия направлены на совершенствование деятельности участников.

 

Список использованных источников:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: www.consultant.ru
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: consultant.ru
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: www.consultant.ru
  4. Бондарь Н. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – Litres, 2018.
  5. Гуськова А. П. Возрождение концепции судебного права в России //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – №. 3-1.