АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В последние годы рост объемов глобальной задолженности несколько ускорился. Эксперт связывает происходящее в первую очередь с денежно-кредитной политикой ведущих центральных банков мира – она отличается чрезвычайной, а в некоторых случаях даже беспрецедентной мягкостью. Реализация такой политики связана с мировой пандемией и финансовым кризисом, который берет начало с 2008 года. С тех пор на мировом денежном рынке ставки привлекаемого финансирования очень низки, вплоть до отрицательных. Это и создало условия для резкого роста заимствований и, как следствие, роста долга.

 Государственный долг – это сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

В статистике Минфина наряду с госдолгом приводится также гарантированный государством долг и долг по поручительствам государства. Это обязательства компаний, банков и прочих организаций, по которым государство выступает гарантом или поручителем. 

По данным Министерства финансов, на 1 октября 2020 года государственный долг Республики Казахстан составлял 19,6 трлн тенге ($45,8 млрд). 80% этой суммы приходилось на долг правительства, 16% – на займы Нацбанка, и чуть больше 7% составляли обязательства акиматов.

За последние пять лет госдолг вырос на 117%, с 9 до 19,6 трлн тенге. В процентах к ВВП – с 19 до 28%. При этом внутренний долг правительства увеличился на 111%, прежде всего за счет наращивания объема выпусков ГЦБ на внутреннем рынке. Если в 2016 году объем ГЦБ в обращении составлял 4,4 трлн тенге, то к 1 октября 2020 года – в два с лишним раза больше, 9,2 трлн тенге. Размер внешних заимствований за этот период подрос лишь на 50%. 

В результате структура правительственного долга поменялась. Если в 2016 году доли внутренних и внешних обязательств были примерно равны, то в 2020 году на внутренние обязательства стало приходиться 58%, а на внешние – 41% долга правительства.

Тенденция к большим заимствованиям на внутреннем рынке продолжилась и в уходящем году. Только за I квартал 2020 года Минфин разместил облигаций на полтриллиона тенге, что вдвое больше, чем весь объем ГЦБ, размещенных в 2016 году. На 1 октября на первичном рынке было размещено ГЦБ на 2,8 млрд тенге, что составляет почти треть всего внутреннего госдолга.

Кроме долга правительства, растет и объем заимствований акиматов. С 2016 года он увеличился почти в пять раз, с 310 млрд до 1,4 трлн тенге. В текущем году акиматы в основном привлекали средства для финансирования мероприятий госпрограммы «Дорожная карта занятости» на 200 млрд тенге[1]. Программа рассчитана на 2020–2021 годы и предполагает строительство более чем 6 тыс. объектов инфраструктуры.

Рисунок 1 Динамика государственного долга за 2016-2020гг.,$млрд

 

Внешний долг Казахстана по состоянию на 1 октября 2020 года составил $160,9 млрд, или 90,7% к ВВП. Год назад он составлял $152,7 млрд.

 Официально национальный долг Казахстана по правительственной линии составляет меньше $40 млрд. По мнению эксперта, эта цифра некритична, так как составляет около 20% ВВП и гораздо меньше $160 млрд, которые включают долг страны по частным иностранным инвес­тициям.

Указанный объем не подлежит выплате за счет средств бюджета или населения, так как около 80% внешнего долга приходится на обязательства частных организаций, по которым ни государство, ни рядовые граждане не отвечают[2].

На 1 октября 2020 прямые и условные внешние обязательства Казахстана составили $33,3 млрд, сократившись за последние 3 года на $6,2 млрд или 15,7% за счет досрочного погашения и реструктуризации внешнего долга организаций квазигосударственного сектора.

Исторически государственный сектор Казахстана является нетто-кредитором по отношению к остальному миру (на 1 октября 2020 внешние активы превышали внешние обязательства на $43,0 млрд или в 4,3 раза), т.е. остальной мир должен нам больше, чем мы ему.

Наибольшую часть в структуре внешнего долга страны занимает межфирменная задолженность частного сектора ($101,3 млрд или 62,9%), большую часть которой составляют три крупных проекта с иностранным участием – Кашаган, ТШО и Карачанак. Для реализации подобных проектов иностранные инвесторы финансируют компании своей группы, зарегистрированные в Казахстане. По международной методологии такие инвестиции также считаются внешним долгом страны.

В международной практике принято исключать межфирменную задолженность при анализе параметров внешнего долга, так как она считается наименее рисковой. Ведь аффилированные кредиторы заинтересованы в продолжении успешной деятельности заемщиков, и, во многом, эти обязательства являются условными.

Внешний долг Казахстана находится под постоянным мониторингом и контролем со стороны правительства и Национального банка. Так, Концепцией новой бюджетной политики и Концепцией формирования и использования средств Национального фонда установлены индикаторы, определяющие долговую устойчивость страны:

а) соотношение государственного и квазигосударственного долга (внешнего и внутреннего) – не должно превышать 60% ВВП (46,5% на 1 октября 2020);

б) соотношение внешнего долга страны - не должно превышать 100% от ВВП (90,7% на 1 октября 2020);

в) объем внешнего долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора – не должен превышать общий размер валютных активов Национального фонда (59,1% на 1 октября 2020).

Рисунок 2 Динамика внешнего долга РК за 2012-2019гг.

Соблюдение данных показателей обеспечивается ежегодным установлением Министерством финансов (для государственного долга) и специальной межведомственной комиссией (для квазигосударственного долга) допустимых объемов и лимитов внешнего заимствования.

Больше всех Казахстан должен Нидерландам – $45,19 млрд, почти треть всего внешнего долга страны, что почти полностью состоит из межфирменной задолженности. За последние 12 месяцев задолженность перед страной сократилась на $3,8 млрд.

Наибольшая сумма долга сектора госуправления среди стран-инвесторов перед Великобританией – $6,47 млрд, совокупный объем внешнего долга перед страной составил $24,22 млрд. За год показатель увеличился на $2,83 млрд. Выросли обязательства и перед Бермудскими Островами (заморской территорией Великобритании) на $2,12 млрд,
до $6,3 млрд.

Рисунок 3 Структура внешнего долга Казахстана по странам, млрд.долл.

В тройку крупнейших кредиторов Казахстана вошли и США. На начало октября 2019 года долг перед Соединенными Штатами составил $13,03 млрд, в основном это обязательства отечественных предприятий перед иностранными компаниями.

Далее идут Франция и Китай, которым РК должна $11,74 и $10,45 млрд соответственно. При этом долг перед Францией – это в основном корпоративный долг. Более половины обязательств перед КНР – долг других секторов (каких – не уточняется), 11% внешнего долга перед Китаем гарантировано государством. В десятку основных кредиторов страны также вошли международные организации, Российская Федерация, Япония и Гонконг [3].

Следует помнить, что внешний долг – это не обязательно нагрузка на экономику и население страны. Внешняя задолженность при наличии возможностей рационально погашать ее служит дополнительным источником инвестиций.

Привлечение внешнего финансирования обеспечивает приток новых технологий, создает новые рабочие места, обеспечивает поступление прямых налогов, способствует интеграции в мировые производственные цепочки и расширению рынков сбыта.

 

Литература:

  1. Как изменились объем и структура госдолга Казахстана https://kursiv.kz/news/finansy/2021-01/kak-izmenilis-obem-i-struktura-gosdolga-kazakhstana
  2. https://forbes.kz/finances/finance/vneshniy_dolg_kazahstana_vyiros_do_160_mlrd/
  3. Внешний долг Казахстана снижается на фоне роста мирового https://kursiv.kz/news/ekonomika/2020-01/vneshniy-dolg-kazakhstana-snizhaetsya-na-fone-rosta-mirovogo