Безналичные расчеты в регионах Северного Кавказа: проблемы и уровень развития

Cashless settlements in the regions of the North Caucasus: problems and level of development

Различные регионы в России сильно дифференцированы между собой. Это свидетельствует о том, что не все регионы имеют развитую платежную инфраструктуру. Остановимся на отстающих в области безналичных расчетов регионах, например, на самой большой по численности населения - Республике Дагестан. В 2019 году на территории Республики Дагестан количество электронных терминалов для оплаты товаров и услуг за 2019 год выросло более чем в полтора раза. Активнее всего POS-терминальная сеть развивалась в Дагестане, Крыму и Севастополе - темпы прироста составили 55,6%, 55,5% и 50,2% [2].

Однако и этого пока недостаточно. Самая крупная республика Северного Кавказа, как мы убедились, сильно отстает по всем показателям безналичности расчетов. В Дагестане POS–терминалы все еще не обрели популярность, и их устанавливают только крупные точки [2]. Одна из основных причин кроется в нежелании зачислять выручку на расчетный счет, так как придется платить налоги.

Установка терминалов на таких предприятиях увеличит объем расчетов лишь на 10%. Но так как средний чек здесь слишком низкий, проект установки терминалов для них может быть убыточным. Среди них есть и те предприниматели и юридические лица, которые по Закону «О защите прав потребителей» имеют право не приобретать терминалы, так как их выручка не превышает 5 млн. руб. в год для предпринимателей и 40 млн. руб. – для юр. лиц (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1  "О защите прав потребителей", ст. 16.1). Есть ли такие предприятия в Дагестане и сколько их, какова их доля? И другой, важный вопрос: торгово-розничные сети  не устанавливают терминалы на законном основании в связи с их реально невысокой выручкой, или же выручка есть и достаточно крупная, но она скрывается и даже не проходит через кассу, либо они просто нарушают закон?  Обратимся к статистическим данным [3].

Таблица 1

Оборот и количество ИП, наемные работники на 1 ИП в 2018 году

 

Оборот на 1 ИП, тыс. руб.

Количество ИП

Численность наемных работников на 1 ИП

Российская Федерация

5703

2630784

1,0

Центральный федеральный округ

5594

690578

0,9

Северо-Кавказский федеральный округ

7766

130791

0,7

Республика Дагестан

19668

21339

0,3

Республика Ингушетия

8739

2811

5,2

Кабардино-Балкарская Республика

8505

11228

0,7

Карачаево-Черкесская Республика

4190

7248

0,6

Республика Северная Осетия- Алания

7419

11496

0,2

Чеченская Республика

6963

14502

1,1

Ставропольский край

4171

62167

0,7

 

Таблица 1 показывает, что только по официальным данным средний оборот на 1 ИП еще в 2018 году был 19 млн. руб., это выше, чем в любом регионе, почти в 4 раза выше, чем в среднем по России. Суммарный оборот по всем ИП Дагестана не мал, и составляет 419 млрд. руб. Это сопоставимо с Тюменской областью, Республикой Татарстан, Республикой Башкортостан.  В Дагестане всего зарегистрировано и действует 21 тыс. ИП. Интересно заметить, что каждый такой ИП при таком высоком обороте имеет всего 3 наемных работника. Здесь выявляется еще одна проблема: наемные работники никак не оформлены, отчисления по ним не делаются, зарплата платится не на карту, а наличными. Средний оборот, зарегистрированных юридических лиц за 2018 год составляет 149 млн.руб. в год [3]. Закон все-таки обязывает предприятие ставить терминал при таком обороте. В Дагестане многие субъекты предпринимательской деятельности не регистрируют свою деятельность вообще, в т.ч. и предприниматели, работающие в  розничной торговле с выручкой менее 5 млн. руб. в год.

В целом по России налицо высокая вариация  показателей между регионами, а совокупность территорий по показателям развития безналичных расчетов далеко не однородна.

Мы выделили самый проблемный регион - это СКФО, в т.ч. Республику Дагестан как один из самых «наличных» регионов. Исследовав показатели, мы отметили несколько системных проблем и причин их возникновения:

  • несмотря на достаточно большой оборот в расчете на 1 ИП и 1 малое предприятие, почти нигде не устанавливаются терминалы, то есть, нарушается статья 16.1 Закона о защите прав потребителей;
  • на тех предприятиях, где даже и введен безналичный расчет, терминалы не пользуются спросом так как, во-первых, доходы населения низкие (а значит, и стоимость среднего чека низкая), во-вторых, заработная плата многих наемных работников официально не начисляется и не перечисляется на карту. У основной части населения нет потребности в оплате по безналичному расчету.

 

Список использованных источников:

  1. Юров А.В. К вопросу об ограничении расчетов наличными деньгами в целях противодействия уклонению от уплаты налогов и иной противоправной деятельности // Деньги и кредит. 2017. № 3. – С. 11-18
  2. Результаты социологического исследования «Отношение населения Российской Федерации к наличным деньгам» за 2018 год [Электронный ресурс] URL: https: // cbr.ru /Content /Document /File/95170 / results_2018.pdf/
  3. Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2018 году. [Электронный ресурс] //Территориальный орган Федеральной службы государственой статистики по Республике Дагестан [сайт]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ip-sub18.xls

 

List of sources used:

  1. Yurov A.V. On the issue of restricting cash settlements in order to counter tax evasion and other illegal activities//Money and credit. 2017. № 3. – Page 11-18
  2. Results of the sociological study "Ratio of the population of the Russian Federation to cash" for 2018 [Electronic resource] URL: https: // cbr.ru/Content/Document/ File/95170/ results_2018.pdf/
  3. The main indicators of the activity of individual entrepreneurs in the constituent entities of the Russian Federation in 2018. [Electronic resource ]//Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Dagestan [site]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ip-sub18.xls