СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

THE SUBJECTS OF FINANCIAL RELATIONS: CONCEPT, CHARACTERISTICS AND CLASSIFICATION

Финансовая деятельность подлежит правовой регламентации, что означает, что финансовое правоотношение, в рамках которого аккумулируются, распределяются и расходуются финансы, трудно переоценить. В связи с чем, вопрос о субъектах данных правоотношений является актуальным.

По мнению С.И. Архипова, проблема места и роли субъекта в настоящее время окончательно не решена, в связи с чем, науке только предстоит ответить на данный вопрос [2]. На сегодняшний день сложились две точки зрения по поводу того, кто участник правоотношений.

В теории права существует мнение, что субъект правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений, в связи с чем следует вывод, что помимо реальных участников правоотношений, существуют субъекты, не являющиеся участниками правоотношений [1]. К числу таких субъектов относят субъектов права.

Некоторые ученые высказывают точку зрения о том, что понятие «субъект права» включает в себя понятие «субъект правоотношения». Ц.А. Ямпольская считает, что субъекты права – носители прав и обязанностей, которые участвуют в правоотношении или могут в нем участвовать [9]. Р.О. Халфина отмечая, что понятие «субъект права» охватывает и потенциальные возможности, и их реализацию, вместе с тем подчеркивает целесообразность выделения узкого понятия – «участник правоотношения» [8].

Таким образом, субъектом права является не участник правоотношений, а лицо, имеющее возможность вступить в правоотношение. Такая возможность возникает на основании норм права и в науке имеет название «правосубъектность» [5].

Тем не менее, данную точку зрения разделяют не все ученые. В теории права существует и другая, согласно которой, понятия «субъекта права» и «субъект правоотношения» являются синонимами. Данное представление характерно для дореволюционного, советского и постсоветского периода развития теории права, что говорит о состоятельности позиции в целом. С.Ф. Кечекьян придерживается указанной точки зрения, отождествляя вышеназванные понятия. Он указывает, что понятие «субъект права» -это лицо, уже участвующее в правоотношение и наделенное юридическими права и обязанностями. Как равнозначные расценивает данные понятия и Н.И. Матузов [6].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в самом общем виде субъектами финансовых правоотношений являются лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых прав и обязанностей.

В финансовом праве и теории права в целом в качестве классификации предложено делить всех субъектов на следующие группы:

  1. общественно-территориальные образования;
  2. коллективные субъекты;
  3. индивидуальные субъекты.

Вопрос об общественно-территориальных образованиях как субъектах финансового права широко рассматривается как в финансовом праве, так и в теории права в целом. Сложилось мнение о том, что государство в правоотношениях, в том числе и финансово-правовых, выступает в качестве казны или носителя имущественных прав и властного субъекта, суверена. Несмотря на противоположность этих двух статусов, они взаимообусловлены. М.В. Карасева отмечает: «Государство, реализуя свои суверенные права в области финансов, одновременно очень часто реализует и свой статус собственника, потому как, принимая решения по вопросам финансов, государству одновременно очень часто приходится распоряжаться бюджетом» [5]. В соответствии с ч. 4 ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ [8] казну соответствующего общественно-территориального образования составляют бюджет и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Реализация любых решений государства ведет к изменениям в порядке аккумулирования, распределения или расходования финансов, что означает неразрывность двух статусов и их взаимообусловленность. При этом следует отметить, что согласно ст. 1 Конституции РФ государство является правовым, а значит при реализации рассматриваемых статусов оно должно не только устанавливать себе финансовые привилегии, но и определять пределы своего участия в финансовой деятельности.

С одной стороны, Российская Федерация в целом может выступать в качестве единого консолидированного субъекта, а с другой, поскольку отечественное государственное устройство является многоуровневым, то субъект каждого уровня также является отдельным участником конкретных финансовых правоотношений.

Субъектом финансовых правоотношений является не только Российская Федерация в целом, но и ее субъекты. Аналогично Российской Федерации средства бюджета и иное имущество составляют, согласно ст. 214 Гражданского Кодекса РФ, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Субъектом финансовых правоотношений является и муниципальные образования. Они участвуют в межбюджетных отношениях: из бюджетов субъектов РФ, в соответствии со ст. 135 Бюджетного кодекса РФ, предоставляются:

  1. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов;
  2. субсидии местным бюджетам;
  3. субвенции местным бюджетам и субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Самыми многочисленными по конкретным видам субъектов являются коллективные субъекты. Следует согласиться с определением Д.Н. Бахраха: «Под коллективными субъектами права понимают организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как единое целое» [3]

К числу коллективных субъектов финансового права М.В. Карасева относит:

а) органы государственной власти;

б) Центральный Банк РФ;

в) кредитные организации, наделенные властными полномочиями;

г) организации (предприятия, бюджетные учреждения, международные организации, а также филиалы и представительства последних, созданные на территории РФ [7].

К числу индивидуальных субъектов права принято относить граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также должностных лиц. Однако в настоящее время многие ученые не согласны с данной точкой зрения, поскольку на современном этапе развития общества и экономики появился особый субъект – индивидуальный предприниматель. При этом, следует помнить и о таких индивидуальных субъектах как адвокаты и нотариусы, которые имеют отличный от обычных граждан финансово-правовой статус.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что субъектами финансовых правоотношений являются лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых прав и обязанностей. В общем виде всех субъектов финансовых правоотношений делят на следующие группы: общественно-территориальные образования; коллективные субъекты; индивидуальные субъекты.

 

 

Литература 

  1. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Том. 3. Проблемы теории права: курс лекций. М. 2010. 779 с.
  2. Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб. 2004. С. 8.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право: учеб. М. 1993. С. 21.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ. Часть 1. (с посл. изм. и доп. от 12.2020 № 527-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 32 ст. 3301.
  5. Карасева М.В. Финансовое правоотношение: Автореф. дисс. докт. юридич. наук. М. 1998. 25 с.
  6. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. М. 2001. 245 с.
  7. Финансовое право Российской Федерации: учеб. пособ. Указ. соч. С. 62.
  8. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении: монография. М. 1974. С. 115-116.
  9. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М. 1958. С. 112.