ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

FEATURES OF BUSINESS PROCESS MODELING

Используемый ранее функциональный подход к управлению постепенно перешел к процессному, что существенно повысило управляемость организации и, как следствие, ее эффективность. Однако даже при процессном подходе к управлению необходимо постоянно совершенствоваться.[1]

Понятие «бизнес-процесс» имеет большое количество интерпретаций, но в рамках этой работы под бизнес-процессом понимается совокупность логически связанных действий, в которых используются ресурсы предприятия для изменения объекта с целью получения конкретных результатов или готовой продукции для удовлетворения нужд внутренних или внешних потребителей.[2]

Для моделирования бизнес-процессов необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип декомпозиции. Процесс представляет из себя иерархически выстроенный набор элементов.
  2. Принцип реализма. При моделировании отталкиваться от реальной ситуации. Процесс должен быть задокументирован в том виде, в котором фактически существует.
  3. Принцип непротиворечивости. Каждый элемент модели должен быть однозначен и непротиворечив по отношению к другим элементам.
  4. Принцип существенности. Каждый элемент, включаемый в модель, должен оказывать влияние на процесс.
  5. Каждый процесс имеет поставщика, потребителя и владельца.

Совершенствование процессов происходит при помощи определенных методов. К ним относятся:

  1. Упрощение: исключение бюрократии, удаление излишков, анализ цепочки добавленной стоимости,
  2. Метод быстрого анализа решения (FAST). Смоделированный процесс рассматривают в течение 1-2 дней группой совершенствования. Определяют способы его улучшения при помощи, например, мозгового штурма или метода оценки. [2 из по]
  3. Идеализация. Построение модели идеального процесса без учета ограничений и последующее подстраивание исходного процесса под идеальный.
  4. Бенчмаркинг. Рассмотрение аналогичных процессов у других компаний, поиск наиболее эффективного варианта.
  5. Реинжиниринг бизнес-процессов. Радикальное перепроектирование бизнес-процессов с целью достижения переломных улучшений. [3],[4]

Моделирование и совершенствование бизнес-процессов – сложная задача, требующая серьезной инструментальной и методической поддержки. Большую популярность среди аналитиков бизнес-процессов приобрела методология и информационная система ARIS.

Особенность методологии ARIS в том, что любая организация представляется в виде единой системы, которую описывают в виде пяти подсистем: организационной, информационной, функциональной, процессов и управления, входов и выходов. И эти подсистемы должны быть связаны между собой.

Еще одной особенностью методологии ARIS является использование различных уровней описания. Это обеспечивает целостность системы и поддерживает теорию жизненных циклов (далее – ЖЦ). Используется три уровня анализа: требования, сертификации, внедрения, и каждый уровень соответствует фазе ЖЦ информационной системы:

  1. Уровень требований – что система должна делать.
  2. Уровень спецификации – какие есть пути реализации системы.
  3. Уровень внедрения – описание конкретных технических средств.[5]

 

 

 

 

Использованные источники

  1. Герман Д. С. Повышение эффективности бизнес-процессов // Матрица научного познания. – Уфа, 2018. – С. 34-36.
  2. Гирилюк М. А., Романович А. В., Вакулич Н. А. Классификация бизнес-процессов и показатели эффективности бизнес-процессов // Логистика - Евразийский мост: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2018. – С. 64-69.
  3. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. ред. Ю.П. Адлер. – Москва: РИА «Стандарты и качество», 2003. – С. 272.
  4. Резник Е.С. Принципы реинжиринга бизнес процессов // Экономика и региональное управление: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Брянск, 2017. – С. 812-816.
  5. Морозова В.И., Врублевский К.Э. Моделирование бизнес-процессов с использованием методологии ARIS: учебно-методическое пособие. – Москва, 2017. – С. 47.

 

[1] Герман Д. С. Повышение эффективности бизнес-процессов // Матрица научного познания. –  Уфа, 2018. – С. 34-36.

[2] Гирилюк М. А., Романович А. В., Вакулич Н. А. Классификация бизнес-процессов и показатели эффективности бизнес-процессов // Логистика - Евразийский мост: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2018. – С. 64-69.

[3] Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. ред. Ю.П. Адлер. – Москва: РИА «Стандарты и качество», 2003. – С. 272.

[4] Резник Е.С. Принципы реинжиринга бизнес процессов // Экономика и региональное управление: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Брянск, 2017. – С. 812-816.

[5] Морозова В.И., Врублевский К.Э. Моделирование бизнес-процессов с использованием методологии ARIS: учебно-методическое пособие. – Москва, 2017. – С. 47.