АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Analysis of the main indicators of the level of pension services for the population in Russia

Для того чтобы приступить к изучению уровня социального обслуживания населения РФ, стоит рассмотреть динамику численности пенсионеров. Составим таблицу, в которой покажем не только общее  количество пенсионеров, получающих пенсию, но и рассмотрим пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Динамика численности пенсионеров в Российской Федерации за период 2016-2020 гг. (в разрезе по категориям) отражена в таблице 1.

Подобная тенденция объясняется ужесточением контроля за процедурой назначения пенсий по инвалидности и сокращением количества коррупционных проявлений в этой сфере.

За период наблюдения в Российской Федерации возрастает количество граждан пенсионного возраста в расчёте на тысячу жителей (с 308,3 до 314,8), а также наблюдается тенденция снижения среднегодового количества работающих граждан в расчёте на 1-го гражданина пенсионного возраста (с 1,60 до 1,53) [2].

Таблица 1

Численность пенсионеров в Российской Федерации

 

2016

2017

2018

2019

2020

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, тыс. человек

42729

43177

43504

43865

43546

из них получающие пенсии:

 

 

 

 

 

по старости

35555

36003

36336

36710

36341

по инвалидности

2267

2183

2107

2043

2088

по случаю потери кормильца
(на каждого нетрудоспособного
члена семьи)

1395

1405

1408

1403

1381

пострадавшие в результате
радиационных и техногенных
катастроф и члены их семей

332

382

422

443

459

федеральные государственные
гражданские служащие

71

68

74

77

78

социальные

3108

3134

3156

3188

3198

 

Анализ информации, отражённой в таблице 1 позволяет сказать о том, что в Российской Федерации увеличивается количество граждан, получающих государственные пенсии с 42729тыс. чел. в 2016 г. до 46198 тыс. чел. в 43546г.

При этом, наиболее крупной группой среди российских пенсионеров являются граждане, получающие государственную пенсию по старости. Численность этой группы возросла с 35555 тыс. чел. до 36341 тыс. чел. (+786 тыс. чел.) за период наблюдения [3]

В то же время, количество граждан, получающих пенсии в связи с утратой (ограничением) трудоспособности сократилось с 2267тыс. чел. до 2088тыс. чел. за анализируемый период.

Динамика среднего размера начисляемой пенсии за период 2016-2020 гг. представлена в таблице 2.

Анализ информации, представленной в таблице 2, позволяет отметить следующие основные тенденции. Среднегодовой уровень государственной пенсии в Российской Федерации увеличился с 12080 руб. в 20156 г. до 14904,4 руб. в 2020 г. [3]

Таблица 2

Динамика среднего размера начисляемой пенсии за период 2016-2020 гг.

 

2016

2017

2018

2019

2020

Средний размер пенсии пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, рублей

12080,9

12425,6

13323,1

14102,1

14904,4

из них получающие пенсии:

 

 

 

 

 

по старости

12830,4

13172,5

14151,6

14986,3

15878,4

по инвалидности

8040,1

8253,7

8807,4

9278,6

9823,9

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

7924,9

8175,7

8875,7

9479,2

10109,9

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей

10766,7

11261,1

11863,2

12428,5

12997,1

федеральные государственные гражданские служащие

17186,4

17500,8

18709,7

19994,1

21224,3

социальные

8302,4

8644,4

8806,6

9093,7

9298,1

 

К сожалению, подобный рост не опережает реальную накопленную инфляцию за тот же период, составившую, по статистическим данным, 24,8 %.

В ещё большей мере от уровня накопленной инфляции отстаёт такой показатель, как уровень прожиточного минимума гражданина пенсионного возраста, увеличившийся за период наблюдения на 1037 руб. (+13 %).

Сопоставление средней величины государственных пенсий со среднероссийским уровнем заработной платы показывает снижение.

Подводя итог сказанному, необходимо сформулировать следующие основные выводы:

  1. 1. В силу демографических причин, в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция постепенного сокращения количества трудоспособных граждан, при одновременном увеличении граждан пенсионного возраста. Подобная тенденция находит отражение в показателях работающих граждан и пенсионеров.
  2. Упомянутые выше негативные процессы приводят к увеличению нагрузки на бюджетную систему Российской Федерации, обязанную обеспечивать граждан пенсионного возраста. В силу сказанного, возрастает актуальность реализации мероприятий, связанных с финансовой стабилизацией пенсионной системы РФ.
  3. Предпринятые меры, связанные с преобразованием действовавшей распределительной пенсионной системы в смешанную, включающую себя накопительную часть, позволяющую гражданам самостоятельно управлять своими пенсионными накоплениями (в установленных законом масштабах), а также повышение пенсионного возраста не дали результата. Согласно информации исследователей, дефицит государственного пенсионного фонда РФ продолжает нарастать.[1]

Уровень пенсионного обеспечения граждан РФ несопоставим с аналогичным уровнем в развитых странах. В настоящее время долларовый эквивалент среднемесячной российской пенсии не превышает 250, что является катастрофически низким показателем и затрудняет достижение физиологических норм по питанию.

 

Список использованных источников:

1.Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году поставит пятилетний рекорд URL: https://www.rbc.ru/economics/15/09/2020/5f5f37ee9a7947c519e5e5b4

2.Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru

3.Основные показатели пенсионного обеспечения в  Российской Федерации URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Smj3FgYj/2.3(1).doc

 

List of sources used:

  1. The budget deficit of the Pension Fund in 2021 will set a five-year record URL: https://www.rbc.ru/economics/15/09/2020/5f5f37ee9a7947c519e5e5b4
  2. Federal State Statistics Service URL: https://rosstat.gov.ru
  3. The main indicators of pension provision in the Russian Federation URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Smj3FgYj/2.3(1). doc