АНТИТЕЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.И. ТЮТЧЕВА

ANTITHESIS IN THE WORKS OF F. I. TYUTCHEV

На данном этапе развития русского языка и литературы пристальное внимание уделяется изучению стилистических средств выразительности различных писателей. Такое средство выразительности как антитеза, которое основано на противопоставлении понятий, положений, образов, характеров, также привлекает исследователей.

Данная исследовательская работа посвящена изучению антитезы на примерах из творчества А.А. Фета. Актуальность данной темы обусловлена недостаточной изученностью творчества этого поэта с точки зрения используемых им языковых средств.

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. «противопоставление») –  риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

На основе антитезы могут быть построены целые произведения или их части. В различных текстах описания и характеристики часто строятся на сравнении на основе антитезы. Например, портретная характеристика Печорина из «Героя нашего времени»:

У Печорина были густые вьющиеся белокурые кудри, которые «так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб». Несмотря на белокурый цвет волос, усы и брови Печорина были черные. Лицо героя еще было бледно, но свежо. Кожа Григория Александровича имела некую женскую нежность. Нос Печорина был немного вздернут, а зубы были «ослепительной белизны». Этим он привлекал всех окружающих.

Персонаж был среднего роста, отличался он своей стройностью и тонким прямым, будто без костей, станом с широкими плечами. Все это демонстрировало крепкое телосложение Печорина, что позволяло ему «переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов».

Нередко антитеза строится и на контекстных синонимах. Противопоставление добра и зла в произведении также является антитезой.

Данное средство выразительности в прозе и поэзии используется по-разному. В прозаических произведениях антитеза обнаруживается в подтексте, герои противопоставлены друг другу. В лирике же нередко антитеза бывает заложена в самом произведении.

Противопоставлять в словарях означает "сравнивать противоположные признаки, характеристики" [6]. Из сказанного следует, что, во-первых, противопоставленные компоненты должны быть сопоставимы в некотором семантическом компоненте. В антонимической паре "умный – глупый" семантическим компонентом является «ум». Также исключается существование сходных знаков.

В-третьих, противопоставлять себя потребностям разных вещей, а не описывать одну и ту же сущность. Например, Ты бедна, / Ты изобильна, / Ты могущественна, / Ты бессильна, Матушка Россия! – не антитезис.

Если учитывать то, что в русском языке существует большое количество определений антитезы, мы можем утверждать, что определение этого понятия не полностью закреплено в науке. Существуют следующие виды антитезы:

Лексическая антитеза – наличие в фразе или предложении из художественных произведений слов с противоположным смыслом.

Образная антитеза – противопоставляются образы героев.

Композиционная антитеза – более развернутая антитеза, на которой основываются целые литературные произведения: противопоставляются фрагменты, сюжетные линии и эпизоды в прозаических произведениях, и строфы в лирике.

Проанализируем антитезу «день – ночь», построенную на противопоставлении понятий, в поэзии Ф.И. Тютчева.

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака…

В приведенном нами примере слова день и ночь используются в своем прямом значении, т.е. как времена суток.

Такое же значение антитезы мы встречаем в строках: «бушевал холодный сентябрь, с деревьев падал ржавый лист, дымился умирающий День, опускалась ночь, поднимался туман».

В стихотворении «Как бы жарко ни дышал полдень...» антитеза «день-ночь» выражает связь, постоянство (как дня, так и ночи).

Перейдем к более глубоким смыслам антитезы «день-ночь. Рассмотрим строчки из стихотворения «День и ночь».

День – сей блистательный покров

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

Данное стихотворение строится на композиционной антитезе. Тютчев изображает день чем-то живым («друг человеков и богов»). День является лишь покровом, прикрытием для мира духов. Для людей же он исцеленье, спасающее от призраков ночи.

Стихотворение разделено на две части. Рубежом является строчка «Но меркнет день – настала ночь». Ночь показывает истинную картину мира, бездну страхов конкретного живого человека.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что понятие антитеза не имеет несколько определений, что свидетельствует о спорности этого вопроса. Мы привели одно определение, обозначили виды антитезы. Антитеза является важным средством выразительности, которое часто использует Ф.И. Тютчев.

Она организует повествование, обеспечивает последовательность определенных смысловых планов.

Антитеза часто означает в поэзии противопоставление мира человека и мира природы, сона и яви, реальности и фантазии, земного и небесного. Тютчева мы начинаем видеть как поэта-философа.

Мы проанализировали антитезу «день-ночь» из поэтических произведений Тютчева. Его антитезы чаще всего выражают противопоставление не реальных объектов, наделенных определенным смыслом, а включают в свое содержание более глубокий смысл. Антитезы в творчестве Тютчева обычно не однозначны и требуют вдумчивого прочтения и осмысления. Для него все чувства и настроения человека являются проявлениями космического бытия. Стихи Тютчева наполнены контрастом, двойственностью, внутренней борьбой.

 

Список литературы

  1. Антитеза// Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов М.: Флинта: Наука, – 2007.
  2. Введенская Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 320 с.
  3. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов//И.А. Книгин. Саратов: Лицей, 2006. – 272 с.
  4. Ковтунова И.И. Федор Тютчев // Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. – М.: Азбуковник, 2003.
  5. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия, 1997.
  6. Антитеза// Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов М.: Флинта: Наука, – 2007. – 35 с.