АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Интеграция в мировую экономику и глобализация процессов существенно расширила роль международного кредита, который стал обеспечивать не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и инвестиционные процессы, регулирование платежных балансов.

Казахстан, как активный участник процессов интеграции в единое мировое экономическое сообщество, стремится поддержать достаточный потенциал для инвестирования финансовых потребностей экономики страны через привлечение ме­ждународных кредитов.

В Республике Казахстан, начиная с 2006 г. была принята Концепция по управлению государственным и валовым внешним долгом, направленная на формирование единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг [1].

Согласно Концепции бюджетной политики, соотношение государственного и квазигосударственного долга (внешнего и внутреннего) не должно превышать 60% ВВП (на 1 апреля 2020 года – 39,8%).

Объем внешнего долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора не должен превышать общий размер валютных активов Национального фонда (на 1 апреля 2020 года – 50,9%).

 Квазигосударственной является компания или банк, в которой, не смотря на то, что она на сто процентов частная, государство имеет один из следующих рычагов влияния: большинство голосов при принятии решений, контроль над советом директоров, контроль за назначением и увольнением главных кадров, контроль над ключевыми структурными подразделениями компании, «золотую акцию» (наличие решающего голоса даже при отсутствии большинства голосов), контроль с помощью регулирования, контроль в качестве крупнейшего покупателя, контроль за счет предоставленных займов от государства (по методике МФВ) [2].

Изменения в политике внешнего долга усилили внимание к вопросам социальных условий, регионального развития и развития сельских районов. Рост поддерживался новыми расходами, розничным кредитованием и инвестициями в нефтегазовой отрасли.

Необходимость получения внешних займов обусловлено расширением источников финансирования для поддержания платежного баланса страны, проведения модернизации и реконструкции промышленного капитала, сельскохозяйственного сектора, осуществления за­купок социально значимой продукции, улучшения системы здравоохранения, образования, экологии.

Бюджетная, долговая и денежно-кредитная политика государства неразрывно связаны: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставку рефинансирования, занятость и инвестиции в экономику и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, в итоге к  снижению темпов экономического роста.

В том случае, если заимствования выходят за пределы возможностей государства, станет необходимым сокращение расходов на социальные, инвестиционные и иные цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Это особенно значимо в странах, в которых развиваются рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздерживаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно сказаться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

Снижение мировых нефтяных цен и правительственные меры по сдерживанию эпидемии привели к тому, что Казахстан переживает риски нарушения финансовой стабильности, который был вызван резким расширением как дефицита текущего счета платежного баланса, так и фискального дефицита.

За 2016-2019 годы государственный и квазигосударственный внешний долг сократился на 6,8 млрд долларов или на 19% за счет досрочного погашения и реструктуризации квазигосударственного внешнего долга.

Исторически государственный сектор Казахстана является нетто-кредитором по отношению к остальному миру.  

 Государственный долг к ВВП в Казахстане упал до 19.9 % в 2019. Максимальный уровень достигал 21.9 %, а минимальный 5.9 % (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 Государственный долг РК

 

Объем внешнего долга  вырос до 160912 USD млн. (160.912 млрд. USD) в четвертом квартале 2020. Максимальный объем достигал 168595 USD млн., а минимальный 4765 USD млн (рисунок 2).

 

Рисунок  2  Внешний долг Казахстана

 

На 1 апреля 2020 года внешние активы превышали внешние обязательства на 47,5 млрд долл. США или в 4,9 раза, т.е. остальной мир должен нам больше, чем мы ему. Межфирменная  задолженность  составляет 97 млрд долл. США или 67% к ВВП. Ее большую часть составляют три крупных проекта с иностранным участием – Кашаган, ТШО и Карачаганак. Для подобных проектов иностранные инвесторы финансируют компании своей группы, находящиеся в Казахстане. По международной методологии такие инвестиции также считаются внешним долгом страны.

В целом, рост межфирменной задолженности означает приток инвестиций в создание и расширение производств, приток современных технологий, создание новых рабочих мест и увеличение поступлений налогов в бюджет.

Таким образом, внешний долг страны составил 160,9 млрд долларов или 85% к ВВП [3]. Согласно Концепции бюджетной политики соотношение внешнего долга страны не должно превышать 100% от ВВП. Надо отметить, что более 80% внешнего долга страны приходится на обязательства частного сектора, по которым ни государство, ни рядовые граждане не отвечают.

Значительной  проблемой для Казахстана в настоящее время выступает низкий уровень валютных резервов. Без учета золота, валютные резервы Казахстана за период с 2018 года по 2020 год  снизились с $21 млрд до $9 млрд. Этой суммы достаточно для покрытия 6 месяцев импорта.  Такое снижение валютных резервов может привести к плачевным последствиям для Казахстана в предстоящие годы, когда страна будет обслуживать внешние финансовые обязательства.

Несмотря на то, что доля государственного внешнего долга Казахстана относительно невелика ($13,4 млрд), внешний долг страны в целом составляет масштабную цифру – $156,9 млрд. Согласно статистике Всемирного банка, обязательства банковского сектора в иностранной валюте составили $3,6 млрд, и большинство из них являются долгосрочными. Внешний долг нефинансовых корпораций и домохозяйств составляет порядка $40 млрд, три четверти из которых являются долгосрочными. Основная сумма внешнего долга ($92,4 млрд) приходится на внутрикорпоративные кредиты, выданные в форме прямых инвестиций.

Проблему низких валютных резервов усугубляет стремительно растущий дефицит текущего счета платежного баланса Казахстана. Размер нехватки текущего счета Казахстана по итогам 2020 года выраслот до $9,3 млрд (5,9% от ВВП), что еще сильнее усилит давление на валютные резервы страны.

Учитывая, что правительство Казахстана выделяет на антикризисные меры $10 млрд (5,9% от ВВП), фискальный дефицит, по мнению лондонских экспертов, увеличится до 3,5% от ВВП (по сравнению с 1,2% в 2019 году). К 2021 году размер финансового требования возрос до $43,3 млрд (в сравнении с оценочной цифрой в $39,1 млрд по итогам 2019 года). 

Следует учитывать, что ослабление тенге приведет к повышению стоимости обслуживания среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств Казахстана, а приток иностранных инвестиций в страну замедлится в связи с глобальным экономическим кризисом. Риск дефолта Казахстана по внешним обязательствам в 2021 году является высоким.

На фоне ведущих экономик мира цифры Казахстана выглядят достаточно скромно: на начало 2020 года объем внешнего долга республики составил $160,9 млрд.

Основной вклад в сокращение внешнего долга Казахстана внесло уменьшение межфирменной задолженности – на $7,3 млрд. И произошло это непосредственно за счет компонента «Обязательства казахстанских предприятий перед иностранными сестринскими предприятиями», размер которых в указанный период сократился с $17,9 до $11,3 млрд.

То есть казахстанские компании с иностранным участием стали меньше должны своим зарубежным аффилированным структурам. Также произошло уменьшение внешнего долга банков примерно на $2 млрд. Правительственный внешний долг при этом увеличился на $0,5 млрд.

Сокращение внешнего долга в целом является позитивным трендом, поскольку означает сокращение выплат по обслуживанию долга, а это положительно отражается на платежном балансе: из страны уходит меньше валюты на выплату процентов, что, в свою очередь, способствует в том числе стабилизации курса тенге.

В Казахстане масштабы сокращения внешнего долга несущественны –за два года он сократился на 6,4%, и, по мнению экспертов, этого мало, чтобы оказать заметное влияние на макроэкономическую ситуацию, например на тот же платежный баланс[3].

 Внешний долг Казахстана имеет несколько компонентов, например, когда иностранная нефтяная компания привозит оборудование в Казахстан, это записывается в долг, который будет выплачиваться постепенно из прибыли компании. Это неприятный долг, так как он уменьшает налоги, выплачива­емые правительству, но кризисом он не грозит. Бывает, что иностранная компания не уверена в прибыльности своих инвестиций и осуществляет их под гарантийное письмо правительства. Такой тип долга более опасен, и, что хуже всего, мы точно не знаем размеры таких долгов.

Официально национальный долг Казахстана по правительственной линии составляет меньше $40 млрд. По мнению эксперта, эта цифра некритична, так как составляет около 20% ВВП и гораздо меньше $160 млрд, которые включают долг страны по частным иностранным инвес­тициям.

Между тем существующая статистика не дает всех показателей, которые заложены в рекомендациях по методологии платежного баланса (BPM) от МВФ.

Необходимо прекратить спекуляции на предмет чрезмерной задолженности нашей страны перед внешними кредиторами.

Официальная статистика не показывает условия займов, сроки и процентную ставку по странам. В результате мы не можем проанализировать, какие займы являются выгодными, а какие нет. Нет разбивки, какие долги у нас привлечены по плавающей ставке процента, а какие по фиксированной. Плавающая ставка процента может изменяться со временем и зависит от глобальной ставки LIBOR.

 

Литература:

  1. Ильясов К.К. Мельников В.Д. «Финансы» 2014г.
  2. Концепция по управлению государственным и валовым внешним долгом в Республике Казахстан, одобренная Ука­зом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года N 234 /government.kz
  3. https://take-profit.org/statistics/government-debt-to-gdp/kazakhstan/
  4. https://kursiv.kz/news/ekonomika/2020-01/vneshniy-dolg-kazakhstana-snizhaetsya-na-fone-rosta-mirovogo