BREXIT КАК ОСОБЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

BREXIT AS A FEATURE OF UK POLITICAL LIFE

Великобритания не принадлежит к основателям Европейского Союза. Данную организацию основали 6 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Свое формальное юридическое существование данная организация считает 1951 год, когда был подписан Парижский договор. Противодействие данной организации нашло в союзе 7 государств: Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Великобритания- они создали экономический союз, получивший название: Европейская организация свободной торговли. Данная организация существует и  в настоящее время, однако большинство ее участников приняли членство в Европейском Союзе, который ранее назывался Европейским  сообществом [1, 1 С.].

В данной предыстории заключаются противоречия: крупнейший центр ЕС- Франция и Германия (часть исследователей называет их общим понятием- Франкогерманией), которые выступают за большую интеграцию- данная позиция получила название еврооптимизм, с  другой стороны находилась Великобритания, которая отстаивала позицию ограниченной интеграции- евроскептицизм.

Первые попытки вступления были предприняты Великобританией в 1961 году. 1967 год характеризуется подписанием договора слияния европейских сообществ. Но решение Шарля де Голля было суровым: заявка Великобритании была дважды отклонена: в 1963 году и в 1967 году. Считалось, что данная страна будет препятствовать объединению европейцев, лоббируя интересы Соединенных Штатов Америки [2, 2 С.]

После отставки де Голля в 1973 году Великобритания снова подает заявку на вступление в ЕС, которую в данный период времени принимают. Однако в момент прихода власти к лейбористам (1974 год), они сделали частью своей предвыборной программы проведение референдума по вопросу о членстве Великобритании в Европейском Союзе. ЕС в рассматриваемое время обладало только экономической интеграцией, о политической интеграции политики не вели разговор.

Политические силы Великобритании распределились следующим образом: консерваторы и правые лейбористы выступили за членство в ЕС, левые лейбористы выступили против. Они считали, что присутствие Великобритании в организации нанесет серьезный удар по местному предпринимательству и интересам рабочих.

Прошедший референдум 5 июня 1975 года зафиксировал 67,23 % голосов в пользу сохранения присутствия страны в Европейском Союзе.  Наиболее слабым преимущество было в крупных городах: Лондон и Манчестер. После референдума позиции евроскептиков присутствовали, но не были массовыми. Однако в 1983 году лейбористы снова сделали одним из шагов своей программы выход Великобритании из Европейского Союза. Однако они потерпели политическое поражение от партии консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер.

Знаковым стал 1992 год, когда был подписан Маастрихтский договор, который создал единое политическое поле, общую валюту и корпорацию судей. Начиная с данного периода, часть консерваторов выступила против Европейского Союза. В политическом пространстве Великобритании было создано несколько партий, которые выступили против членства страны в ЕС. Наиболее успешной из них была Партия независимости Соединенного королевства (UK Independence  Party, или UKIP). В 2015 году она набрала 12,7 % голосов и одно место в Парламенте. Голосование по Конституции Евросоюза 2005 года также зафиксировало низкий процент голосов у Великобритании.

Положение в Великобритании было отмечено рядом бонусов: страна могла не участвовать в части договоров Европейского Союза, при этом смогла получить часть привилегий. Таким образом, Великобритания в 1995 году отказалась подписать Шенгенский договор, а в 1997 году заключила Амстердамский договор, который включал себя часть положений Шенгенского, а Великобритания получила часть обязательств.

В более поздний период в Великобритании был проведен новый референдум. Он состоялся 23 июня 2016 года. Референдуму предшествовали переговоры Великобритании с Европейским Союзом. Итогом стало провозглашение ключевых положений:

  1. Великобритания получает право выплачивать иммигрантам из других стран ЕС меньше пособий, чем своим гражданам.
  2. Парламенты стран-членов союза получили право отправлять законопроекты на доработку, но не могли заблокировать их полностью.
  3. Национальные правительства получают больше прав депортировать граждан из Европейского Союза.
  4. Страны из Еврозоны не могут принимать законы, которые выгодны только им.
  5. Проживающие в Еврозоне получают право проживать в странах членов данной организации.
  6. Великобритания не подчиняется статье о тесной интеграции членов Европейского Союза.

Становится очевидной осторожная игра Великобритании, которая стремится получить большое количество прав, предоставив возможность протестным выступлениям, одновременно закрыв вопрос о членстве страны в Европейском Союзе.

Дополнительные сложности выхода Великобритании из Европейского Союза заключается в государственном устройстве страны. Главным вопросом стало проведение границы между Ирландией и Северной Ирландией. Брюссель считает, что граница ЕС должна пройти между Северной Ирландией и Великобританией, чтобы не нарушать Белфастское соглашение, которое не включает положения о границе между Ирландией и Северной Ирландией. Для Лондона граница по Ирландскому морю может осложнить отношения с Шотландией, которая не хочет выходить из ЕС.

Spisok literatury.

  1. Antropova S.Ju., Krasina E.A. Breksit: zakonomernaja sluchajnost'/ Volast', 2019, 7 s.
  2. Hlebnikov I.E. Brexit: predposylki, faktory i perspektivy. Chast' I/ Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija, 2017, 13 s.