СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА В РАМКАХ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ

JUDICIAL PROTECTION IN THE CODE OF ADMINISTRATIVE COURT PROCEEDINGS OF THE RUSSIAN FEDERATION

В данной работе будет проведен анализ судебной защиты в рамках кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ). Также частично будут приведены сравнения с досудебным обжалованием в рамках Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ Кодекс административного судопроизводства РФ вступил в силу совсем недавно (15 сентября 2015 года) и можно утверждать, что подробная регламентация была очень нужна, так как отсутствовала целостность  и системность нормативного материала по административному судопроизводству.

  • Начнем анализ с рассмотрения содержания обращений, административных исков, апелляционных жалоб, жалоб в рамках КоАП РФ. В ст. 125 КАС РФ приведены четкие критерии по которым оценивается правильность заполнения искового заявления. Их достаточно много в отличии от требований, которые предъявляются в статье 7 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан – это свидетельствует об упрощенной форме подаче обращения в рамках досудебный защиты. К апелляционной жалобе также предъявляется объемный перечень требований по содержанию (регламентация в статье 299 КАС РФ). Опять, говоря о КоАП РФ, следует отметить, что конкретных требований к содержательному аспекту там не содержится, но в ст. 30.2 КоАП РФ указывается порядок подачи такой жалобы. Все содержательные особенности будут зависеть от органа, рассматривающего жалобу.

Здесь мы воздерживались от анализа содержания, так как важно отразить именно сложность/простоту подачи заявления/обращения. Но также отметим, что во всех жалобах выделяют предмет, объект, а также основание и субъекта жалобы.

 

  • Теперь обратимся к срокам рассмотрения, которые установлены для обозреваемых средств защиты. В ч. 1 ст. 10 КАС РФ указывается, что административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок. То есть нет определенных сроков рассмотрения дела, они определяются в каждом конкретном случае исходя из правовой и фактической сложности административного дела, поведения участников судебного процесса, достаточности и эффективности действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общей продолжительности судопроизводства по административному делу. С досудебной защитой дело обстоит иначе. В ч.1 ст.12 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан указывается, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Что касается сроков рассмотрения дела в рамках обжалования по КАС РФ, то в ст. 305 КАС РФ указаны различные сроки рассмотрения для разных категорий дел. В статье 30.5 КоАП РФ указаны сроки рассмотрения по определенным категориям дел и они все различны. В этом проявляется сходство со сроками обжалования по КАС РФ.

То есть при рассмотрении дела в рамках КАС РФ сам срок рассмотрения не определяется, а указывается оценочный критерий «разумный срок», а в процедурах досудебного обращения, обжалования в рамках КАС  и обжалования в рамках КоАП РФ устанавливается конкретный срок.

  • Также стоит обратить внимание на нормативное регулирование правоотношений в рамках рассматриваемых средств защиты. В ст. 2 КАС РФ предусмотрен определенный перечень актов, которые регулируют процессуальные отношения, а основным указывается сам КАС РФ, то есть в рамках судебной защиты и обжалования по КАС РФ основным источником является КАС РФ. А в ст. 3 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан также указывается, что регулирование данных правоотношений может быть по определенным ФЗ, ФКЗ и иным нормативно-правовым актам, а конкретного не указано. В КоАП также не указан четкий перечень актов, который будет применяться при обжаловании по этому кодексу. Это обусловлено тем, что порядок по КоАП РФ неразрывно связан с порядком по КАС РФ и с досудебным порядком рассмотрения.
  • Стоит также сказать про субъектов, которые могут обращаться за защитой и что понимается под защитой. В ч.1 ст. 4 КАС РФ указывается, что в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими ФЗ. То есть в КАС РФ четко указывается на возможность обращения для защиты другого лица или публичных интересов. В ч.1 ст. 2 ФЗ порядке рассмотрения обращений граждан четко не указано, что возможно направлять обращения для защиты другого лица или публичных интересов. В рамках обжалования по КоАП РФ субъектом, у которого есть данное право может быть только лицо, в отношении которого было принято решение о привлечении к административной ответственности.
  • Рассмотрим возможность оставления искового заявления без рассмотрения по КАС РФ, оставление без рассмотрения обращения по ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан, а также оставление без рассмотрения жалоба по КоАП РФ.

В ст. 196 КАС РФ четко регламентированы основания оставления жалобы без рассмотрения :   административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;  административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью и так далее. В  ч. 4.1 и ч. 5 ст.11 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан также указаны основания, по которым возможно оставить обращение без рассмотрения. В КоАП РФ данный вопрос не регламентирован, так как основания по которым возможно оставления без рассмотрения жалобы будут регламентированы в зависимости от субъекта, который будет рассматривать такую жалобу.

 

Несмотря на удачные решения законодателя, воплощенные в КАС РФ, многие ученые считают, что новый кодекс не стал совершенным с точки зрения законодательной техники и правовых механизмов, которыми регулируется административное судопроизводство [1].

Список литературы:

  • Специальная литература (статьи):

 

  1. Соловьев, И. А. К вопросу о практике применения норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации / И. А. Соловьев, А. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55153/ (дата обращения: 28.01.2021).

 

Reference:

  • Special literature (articles):
  • Soloviev,A.To the question of the practice of applying the norms of Code of Administrative Procedure of the Russian Federation / I.A. - Text: direct // Young scientist. - 2018. - No. 52 (238). - S. 210-213. - URL: https://moluch.ru/archive/238/55153/(date of access: 28.01.2021).

 

[1] Соловьев, И. А. К вопросу о практике применения норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации / И. А. Соловьев, А. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55153/ (дата обращения: 28.01.2021).