НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Государственный бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций[1]. Его используют на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Казахстан создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления сумм платежей, и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов бюджета государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Нынешние реалии требуют законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше. Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и развития налоговой политики. Ускорением интеграционных процессов и осуществления радикальных преобразований, экономического развития Республики Казахстан возможно только при активном и умелом использовании налогов, как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления, содержания налогов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории и практики налогообложения, создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики государства, что в свою очередь, позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективность функционирования всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения. Эффективные налоговые отношения должны проявляться в оптимальном исполнении налогами фискальной, регулирующей и информационной функции, при этом приоритеты регулирования определяются социально-экономическими условиями, а также стратегией развития государства, определяемой руководством Казахстана. Причем основы функционирования налогов следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно - политической надстройки. Налоговая политика государства – это система мер органов государственной власти и местного самоуправления, носящая императивно-диспозитивный характер, являющаяся частью общей экономической стратегии государства, подразумевающая комплексное решение вопросов налогообложения в соответствии с исторически сложившимися интересами и целями социально-экономического развития. Реализация налоговой политики государства происходит через налоговый механизм. Исследование достоинств и недостатков, имеющихся подходов к определению понятия «налоговый механизм», а также изучение содержания этого понятия позволили сформулировать его дефиницию: налоговый механизм государства – это совокупность форм, методов, способов организации и регулирования налоговых отношений, соответствующая исторически сложившимся целям и задачам налоговой политики государства и закреплённая в налоговом законодательстве. Наличие и действие указанных элементов налоговой политики государства зависит от конкретной ситуации. Сущность функционирования этих элементов определяется, в основном, необходимостью их формализации для непосредственного включения в налоговый механизм. По нашему мнению, налоговое законодательство и система налогов – это понятия, которые не могут существовать отдельно. Законодательство является материальным носителем, субстратом системы налогов. При этом налоговое законодательство выражает юридическую, предметную сторону налоговых отношений, а система налогов – экономическую, функциональную (выполнение в общем виде функции по расчёту обязательных к уплате платежей). Таким образом, необходимость реформирования налогового законодательства была продиктована также сложившейся экономической ситуацией вследствие влияния глобального экономического и финансового кризиса. Сейчас мы наблюдаем, как многие страны одной из антикризисных мер выбрали снижение налогов[2]. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Очевидно, что успех экономического реформирования в Казахстане в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы страны, насколько налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени [3, c.54]. Использование налоговых инструментов становится важным средством в оптимизации налоговых структур, их реструктуризации в национальных экономиках уделяется постоянное внимание. Еще более важна эта проблема для экономики интеграционных экономических международных группировок. Поэтому исследование теоретических и практических аспектов влияния налоговой системы на экономический рост и предпринимательскую среду Республики Казахстан представляется актуальной для разработки эффективных программ государства по реформированию налоговой системы Казахстана в условиях интеграции Казахстана в мировое рыночное хозяйство. Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Необходимостью реформирования налогового механизма можно назвать интеграционные процессы: это вступление в Таможенный союз, присоединение к Единому экономическому пространству, вступление во Всемирную торговую организацию. Соответственно, активное участие зарубежных инвесторов в грандиозной для нашей страны Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития. Все мероприятия совершенствования основываются на стратегии развития налоговой службы РК, в которой обозначено 3 приоритетных направления: - обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы; - обеспечение полноты поступления налогов; - построение высокоэффективной налоговой службы. Международные исследования показывают, что примерно 80% налогоплательщиков готовы платить налоги добровольно, а если и не уплачивают, то из-за незнания законодательства, и только 20% налогоплательщиков уклоняются от уплаты налогов [4]. Работа по совершенствованию сферы налогообложения ведется на постоянной основе с учетом изменения конъюнктуры экономики и предложений налогоплательщиков. В последние годы важными направлениями реформирования налоговой системы стали стимулирование привлечения инвестиций, развитие бизнес-среды, упрощение налогового администрирования, а также расширение налогооблагаемой базы. Актуальность данного вопроса связана с необходимостью увеличения налоговых поступлений на фоне увеличения социальных расходов государства. Также, согласно протокольному поручению Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2019 года № 4 необходима проработка вопросов реформирования налогов на землю и имущество для физических лиц, а также установления единой базы для исчисления социального налога и социальных платежей. Плане совместных действий по обеспечению макроэкономической стабильности на 2019 – 2020 годы, утвержденном протоколом заседания Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 52, а также в Плане мероприятий по противодействию теневой экономике на 2019 - 2021 годы, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 921, предусмотрены меры совершенствования налогообложения. Результатом вышеуказанных мер являются: - с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства - с 01.01.2021 года объединение налогов на имущество и землю с физических лиц без изменения элементов налога (объект обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты); - инвесторы смогут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, по которому предоставляется отсрочка на 3 года по уплате суммы КПН и налога на имущество; - освобождение инвестора от КПН, земельного налога, НДС и налога на имущество на срок до 10 лет; - уменьшение налоговых обязательств в размере не более 20% после истечения 10 лет применения преференций по указанным налогам, от фактических расходов, осуществленных в период реализации инвестпроекта, при объеме инвестиций не менее пятнадцатимиллионнократного размера МРП; - при реализации товаров на территориях СЭЗ предпринимателей освободят от НДС. От проведения продуманной и взвешенной политики в налоговой системе, базирующейся на научных разработках, зависит экономическое процветание Республики Казахстан. В процессе формирования системы модернизирующих признаков, позволяющих совершенствовать подходы к трансформации механизмов и методик налогообложения в условиях казахстанской экономики, целесообразно рассматривать их в контексте основополагающих особенностей развития экономики Республики Казахстан. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что дальнейшее экономическое развитие Казахстана зависит от решения основной задачи современного периода - обеспечения перехода к устойчивому и динамичному экономическому росту, через индустриально-инновационный прорыв. Данный процесс, безусловно, сопряжен с многочисленными социально-экономическими проблемами, которые в значительной мере обусловлены общей макроэкономической и социальной ситуацией в стране. Литература: Бюджетный кодекс РК https://www.nlrk.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=95:byudzhetnyj-kodeks-rk&catid=39&Itemid=189&lang=ru Аймурзина Б.Т., Асилова А.С., Берстембаева Р.К. Налоговая политика Казахстана в условиях модернизации. https://articlekz.com/article/15199 Елшибеков С.К. Основные тренды развития налоговой модели Казахстана// Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Совершенствование финансово-экономической архитектуры в Казахстане в посткризисный период». – Караганда. – 2010. – С.248-251.; «Реформирование налогового администрирования в Республике Казахстан». https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31220111#pos=5;-106