Проблема взяточничества в Вооруженных Силах Российской Федерации: актуальность проблемы и пути решения

По своей природе, коррупция является, прежде всего, социальной проблемой. В соответствии с определением, данным экспертами Совета Европы, «коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса  как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица» [4].

Таким образом, основой для любого коррупционного деяния является наличие публичного статуса, властных полномочий, которые создают правовую основу для коррупционного деяния. 

 

Коррупция, как негативное социальное явление, остается характерным для широких пластов общества, и, особенно, для закрытых социальных образований, к которым относятся и Вооруженные Силы Российской Федерации. Коррупция в Вооруженных Силах РФ носит системный характер и имеет давние исторические корни, начинающиеся со времен коррупционной деятельности князя Меншикова во время правления российского императора Петра Великого [3]. 

 

Вооруженные Силы Российской Федерации, в мирное время, в отличие от той же полиции или контролирующих органов, практически не соприкасаются с гражданским населением. Именно поэтому масштаб коррупционных явлений в Вооруженных Силах РФ остается, во многом, недооцененным. Хотя данное обстоятельство можно воспринимать как положительное, учитывая связанный с ним высокий уровень доверия граждан к своим Вооруженным Силам, в то же время, латентная коррупция разъедает Вооруженные Силы РФ изнутри, снижая боеспособность российской армии, что является серьезнейшей проблемой.

 

Таким образом, коррупционные преступления в Вооруженных Силах Российской Федерации характеризуются сложностью их выявления. Такая сложность связана с тем, что ВС РФ представляют собой закрытую структуру, а проникновение любых элементов извне крайне ограничено. Кроме того, многие коррупциогенные сферы в ВС РФ находятся под грифом секретности, что ограничивает доступ для расследователей таких проявлений. Во многом неизбежная закрытость, удаленность от социума, отсутствие эффективного общественного контроля – все это стимулирует развитие коррупции и детерминирует сложность борьбы с ней в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

Одним из основных проявлений коррупционных преступлений в российских Вооруженных Силах является взяточничество (дача и, соответственно, получение взятки). При этом широкое распространение в военных коллективах приобрело и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). В обзоре некоторых правонарушений коррупционной направленности, связанных с получением (дачей) взятки, в Вооруженных Силах Российской Федерации за пять месяцев 2019 года приводится несколько примеров такого взяточничества:

- ВСО по Буденновскому гарнизону возбуждено уголовное дело в отношении командира мотострелковой роты 205 отдельной мотострелковой бригады ЮВО, который за неоднократное предоставление увольнения из расположения части подчиненному получил от него взятки на сумму 6 тыс. рублей;

- командир гаубичной артиллерийской батареи 423 гвардейского мотострелкового полка ЗВО получил взятки на общую сумму 14 тыс. рублей от трех военнослужащих полка за предоставление увольнений из расположения полка [5].

 

Следует отметить, что зарплата офицерского состава в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет от 40 000 (зарплата лейтенанта) до 120 000 – 140 000 рублей (зарплата полковника) [1]. Следует отметить, что данный уровень заработных плат значительно превышает средний уровень зарплаты в Российской Федерации, которая составляет примерно 45 000 рублей[2].

 

Таким образом, можно сделать вывод, что причина коррупции в Вооруженных Силах РФ не может быть полностью объяснена исключительно недостаточным уровнем материального обеспечения военнослужащих. Безусловно, даже действующий, довольно высокий уровень денежного обеспечения не способен обеспечить всех потребностей военнослужащих, однако причину злоупотреблений с их стороны и коррупции, следует искать, прежде всего, в низком моральном уровне части российских военнослужащих.

 

Исходя из вышеизложенного, решение вопросов мелкой коррупции в Вооруженных Силах (коррупции в военных частях, коррупции в военкоматов) возможно путем создания эффективного механизма оценки уровня профессионализма и морально-этических качеств российских военнослужащих.

 

Более значительную проблему представляет борьба с крупной коррупцией в Вооруженных Силах РФ. Широкую огласку в средствах массовой информации приобрели обвинения в коррупционных деяниях бывшего министра обороны А.Э. Сердюкова и бывшего начальника департамента имущественных отношений Министерства обороны России Е.Н. Васильевой. Несмотря на то, что вина указанных лиц в многомиллионных коррупционных преступлениях была доказана, А.Э. Сердюков был освобожден от наказания в связи с амнистией, а Е.Н. Васильева – освобождена условно-досрочно после 34 дней колонии во  Владимирской области. 

 

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, необходимо внести  изменения в материально-правовые нормы, а также пересмотреть правоприменительную практику с тем, чтобы увеличить меру ответственности за совершение  коррупционных правонарушений, если сумма ущерба от таких правонарушений превышает 1 000 000 рублей. Не обсуждая решения судов в конкретных делах, приходится констатировать что неадекватно мягкое наказание для лиц, занимающих высокие посты в системе Министерства Обороны РФ и признанных виновными в осуществлении коррупционных деяний, демотивирует всех военнослужащих, снижает обороноспособность государства. Изменение такой правоприменительной практики, реальные и строгие приговоры лицам, виновным в крупных коррупционных правонарушениях, станет действенным инструментом борьбы с коррупцией.



Список использованной литературы

 

  1. Ведомости относительно уровня заработных плат в Вооруженных Силах Российской Федерации [Электронный ресурс] режим доступа: https://moneyscanner.ru/zarplata-voennosluzasih/#i-11 (дата обращения: 13.12.2019).
  2. Ведомости Росстата РФ относительно уровня средней заработной платы в Российской Федерации [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.gks.ru/labour_costs
  3. Кулагина Виктория Николаевна Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический аспект // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-korruptsii-v-vooruzhennyh-silah-rossiyskoy-federatsii-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 13.12.2019).
  4. Поляков М. М. Европейский опыт борьбы с коррупцией органами исполнительной власти и прокуратуры // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. №2-2 С.160-171.
  5. Обзор некоторых правонарушений коррупционной направленности, связанных с получением (дачей) взятки, в Вооруженных Силах Российской Федерации за пять месяцев 2019 года [Электронный ресурс] режим доступа: http://mil.ru/anti-corruption/violations.htm